5 вещей, которые родителям не стоит делать за детей

5 вещей, которые родителям не стоит делать за детей

В желании сделать что-то за ребенка нет ничего преступного: мы всего лишь хотим помочь. Но порой границы такой помощи размываются, и у ребенка не остается шанса на самостоятельное исследование мира. В этой статье мы подсказываем, в каких ситуациях стоит немного отпустить контроль и позволить ребенку разобраться самому.

Отвечать за ребенка, когда к нему обращаются

Как бывает. Вы гуляете с ребенком, и к вам подходит старый знакомый: «Как тебя зовут, малыш?». Ребенок не успевает ответить, а родитель уже ответил за него. Если это разовая история — возможно, в этом нет ничего страшного. Но когда мы лишаем ребенка права отвечать за себя постоянно — в гостях, магазине, дома — он может привыкнуть и остаться безынициативным и во взрослом возрасте.

Что делать. Когда кто-то обращается к ребенку, отслеживать свое желание ответить вместо него и дать возможность проявиться самому. Если он молчит — поддержите ребенка: возьмите за руку и улыбнитесь, можете спокойно повторить вопрос. Так вы покажете, что все в порядке и бояться нечего.

Это важно, потому что в жизни постоянно случаются ситуации, в которых нужно отстаивать себя: в школе и университете, в отношениях с близкими и коллегами. Если ребенок научится этому с детства — ему будет проще в будущем. Но это не значит, что во всем нужно оставлять ребенка одного. Покажите, что вы рядом и готовы поддержать, но отвечать на вопросы, обращенные напрямую, нужно самостоятельно.

Выбирать увлечения и хобби

Как бывает. Каждый родитель желает для своего ребенка развития и роста, и это нормально. Нездоровая история начинается там, где родитель решает за ребенка, чем он должен увлекаться, часто реализуя собственные амбиции. Но ребенок — отдельная личность. Ему еще сложно определиться со своим будущим, но для этого и есть детство, чтобы пробовать разное.

Что делать. Наблюдать за интересами и склонностями ребенка. Спрашивать, что ему нравится делать и почему: что для него особенного в том, чтобы коллекционировать динозавров, почему рисовать — это увлекательно, что он чувствует, когда бежит на лыжах по лесу. Проявляйте искренний интерес и помогайте развиваться в том, что увлекает ребенка прямо сейчас.

Иногда от родителей требуется чуть надавить, настоять и направить — но пусть это будет во имя интересов ребенка. Помните, что он не обязан знать точно, кто он, — не каждый взрослый в этом преуспел. Пускай у детей будет безопасное пространство для изучения, проб и ошибок, где их слушают и поддерживают.

Делать домашнее задание

Как бывает. Если не проконтролировать уроки — ребенок ничего не будет делать, получит замечание и двойку, а родителям будет стыдно. Но именно в таких ситуациях дети учатся нести ответственность за свои решения, придерживаться планов и сроков, справляться с заданиями.

Что делать. В начальной школе — рассказывать, как учить уроки, планировать время и подходить к процессу учебы. Постепенно давать все больше самостоятельности, но показывать, что вы рядом. Если ребенок просит помощи с уроками — объяснить, направить и дать возможность попробовать самому. Если найдете ошибки — спокойно обсудите их вместе и найдите общее решение.

Мы понимаем, что это долго: гораздо быстрее решить пример за ребенка, нарисовать контурную карту и разобраться в строении клетки. Но если постоянно все делать за ребенка — как еще ему развить и укрепить важные для жизни навыки?

Выбирать друзей

Как бывает. У ребенка появились странные друзья, которые нам не нравятся. Но зато у наших приятелей есть приятные дети — дружить с ними удобно: пока мы проводим вместе время, дети тоже общаются.

Что делать. Попробуйте довериться ребенку и разрешить самому выбирать, с кем ему дружить. У многих их нас был такой «запретный друг» — и вряд ли мы соглашались с тем, что родители просили с ним не общаться. Но есть ощущение, что на личном опыте мы сами что-то поняли о настоящей дружбе.

Дайте эту возможность ребенку. Не запрещайте дружить, но если видите тревожные звоночки — обращайте на них внимание ребенка и просите быть аккуратнее. Выстраивайте доверительные отношения, чтобы ребенок сам делился тем, что с ним происходит, и чувствовал доверительное поле, где его выслушают и не осудят.

Решать, где ребенку учиться после школы

Как бывает. Нам кажется, что мы лучше знаем, где ребенку учиться. Как взрослые и опытные, мы лучше ориентируемся в экономике, трендах и спросе на рынка труда, знаем все о престижных и прибыльных профессиях. Но бывает так, что у ребенка другое видение своего будущего — оно не совпадает с нашим.

Что делать. Прислушаться к желаниям вашего ребенка. Задавать вопросы о том, почему это дело ему интересно, что он в нем находит и что чувствует — это очень похоже на историю про увлечения и хобби.

Позвольте попробовать, ведь мир изменчив и непостоянен. Взять, например, «непрестижную» профессию художника: за последние годы она трансформировалась в иллюстратора и дизайнера, спрос на которых есть у любого бизнеса — свое дело нужно позиционировать и отражать визуально. Кроме того, опыт легендарных личностей показывает: мы добиваемся большего успеха в том, что любим делать всем сердцем. Доверьтесь своему ребенку

дети ребенок воспитание родители интересное Интересные факты интереснознать

Maltael

7 ноя 2019 в 11:04

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
Anna_Kirillova

9 ноя 2019 в 3:06

Да, почему-то многие родители думают, что домашняя работа - это их обязанность
Iluschik

9 ноя 2019 в 15:53

к сожалению, знаю таких родителей, которые все эти пункты обернули в сдоб сторону .... А главное, с такими никак не поговорить
Elgiza_Burit_9

11 ноя 2019 в 0:02

Очень полезная статья. Желательно распространить данный материал, чтобы люди больше задумывались над тем, для чего они заставляют других страдать от того, что им не дают жить своей жизнью. В идеале, люди, имеющие склонность к домашней тирании, обязаны пойти от обратного: вместо того, чтобы навязывать детям и близким то, что для них неприемлемо, самим идти той дорогой, на которую они гонят своих близких. Ведь обычно гипертребовательность есть следствие подавленных индивидуальных желаний и стремлений. (С)