Бюджетная удавка: не регионы, но муниципалитеты

Бюджетная удавка: не регионы, но муниципалитеты

Если бюджетный кодекс читать, то станет понятно, что едва ли не самым главным инструментом управления и подчинения в стране является распределение средств между бюджетами разных уровней.

Обычно мы исходим из того, что в консолидированном российском бюджете доля федерального бюджета сильно превышает сумму региональных консолидированных бюджетов (регионы + муниципалитеты), и якобы в этом корень всех бед. Однако на практике, например, в 2017–2018 гг. расходы федералов составляли 16,4 трлн. р. и около 16,7 трлн. р. соответственно. В то же время общие расходы консолидированного бюджета составили 32,4 трлн. р. и почти 33,9 трлн. р. соответственно. То есть соотношение федерального бюджета и всех консолидированных региональных бюджетов варьируется вокруг точки 50/50. Если мы не забудем про контролируемые Москвой внебюджетные фонды, куда россияне платили в 2017–2018 гг. еще порядка 6,5 трлн. р. ежегодно, то соотношение будет уже примерно 58/42 в пользу федералов. А если еще учесть, что суммарные дотации из федерального бюджета в консолидированные бюджеты регионов составили в 2017 г. почти 1,8 трлн. р., то это соотношение и вовсе станет 63/37.

Ради интереса сравним это с ситуацией в Соединенных Штатах: в 2018 финансовом году (01.10.2017–30.09.2018) расходы американских федералов составили примерно $3,5 трлн., в то время как расходы штатов составили $1,8 трлн., а местные власти потратили еще $1,9 трлн. Получается примерно то же соотношение 50/50. Таким образом, если одной из причин тупика российских городов, поселков и регионов в целом и является бюджетная пропорция 63/37 вместо 50/50, то уж точно это не самая главная причина.

Гораздо важнее другая диспропорция: между региональными и местными бюджетами. Возьмем тот же Пермский край. В 2017 г. доходы краевого бюджета составили 104,5 млрд. р. (в т.ч. 12,7 млрд. р. прямых федеральных дотаций), а вот собственные доходы местных бюджетов составили только 28,4 млрд. р. При этом безвозмездные поступления из региона в местные бюджеты (дотации, субсидии и т.д.) составили 47,3 млрд. рублей. И в любом российском регионе мы увидим такую же картину — муниципалитеты находятся на коротком поводке у регионалов, и никакой автономией самоуправления тут не пахнет.

Проще говоря, децентрализация и свобода начинаются только с автономии локального уровня. Но в России не так: самоуправление через бюджетную систему находится в полной финансовой и, как следствие, политической зависимости от региональных властей, которые в свою очередь подчинены Кремлю главным образом с помощью политических, и в меньшей степени с помощью финансовых рычагов. И переход к окружной системе должен повысить политическую и финансовую устойчивость всей конструкции. Плюс, конечно, здесь играют роль государственные компании и другие крупные корпорации, которые также являются мощными инструментами власти над регионами и МСУ в рамках российской политической системы.

И все же закономерный финал российских фантазий о земствах, кроме интеллектуальной нищеты, обнажает еще и нашу ближайшую политическую перспективу. Ни Кремлю, ни регионалам не нужны выборные главы в новой системе самоуправления. Так что распространенная практика, когда исполнительная власть на местах оказывается в руках тех, кого де-факто утверждают губернаторы, будет повсеместно формализована. Тем более, что вместо сотен и тысяч муниципалитетов сегодня, каждый из них будет иметь дело всего с несколькими десятками. И поскольку окружные думы, через которые инкорпорируются представители местных «левиафанов», не резиновые, мы, вероятно, должны будем увидеть на местах волну перераспределения власти и активов. И не забудем в этой связи про эволюцию муниципального фильтра, служащего, разумеется, не для выборов, а для балансировки интересов региональных и локальных элит. Система слабеет, централизация усиливается

Система слабеет Бюджетная удавка Шагиев

shagievm

4 дек 2019 в 16:20

Оставить комментарий
Комментарии (1)
Anton_Golikov

5 дек 2019 в 16:07

Если сравнивать нашу бюджетную систему с США, не стоит забывать о том, что налогооблагаемая база в США в разы выше, чем у нас. Соответственно, и суммы доходов бюджетов -у нас значительно ниже. Сама же наша бюджетная система действительно сильно ущемляет возможности местного самоуправления, которое вынуждено становиться попрошайками. Соответственно, деньги, которые были не самостоятельно заработаны, а "подарены" региональным бюджетом -тратятся менее эффективно. Одно дело, когда Вы тратите свою заплату, другое - когда Вам подарили, согласитесь? То есть, мало того, что доходы местных бюджетов очень малы, так еще и тратятся зачастую не по назначению. К примеру, за счет дефицитного бюджета г.Саратова - приобретаются 11 автомобилей для мэрии (KIA OPTIMA в комплектации люкс) на сумму 15,5 млн рублей. Говорят, автопарк устарел, требует обновлений. Как то так.