Что не так с риск-ориентированным подходом
Работая с экспертами Совета Европы в рамках проекта PRECOP (Проект «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик»), я неоднократно обращала внимание на то, что когда речь заходит о риск-ориентированном подходе, эксперты пытаются сказать, что это на самом деле никакой не риск-ориентированный подход, и все победные реляции контрольно-надзорных органов ни о чем.
Когда я решила просто поинтересоваться этим вопросом, то с удивлением (впрочем, чему тут удивляться) обнаружила, что мы, как обычно, творчески переработали предлагаемые европейцами подходы и получили замечательный результат - сферического коня в вакууме, систему, замкнутую на себя, систему, порождающую симулякров.
Я не буду приводить долгих обоснований. Я просто приведу для сравнения принципы, которые легли в основу создания системы РОП у нас, и "у них".
Выводы вы сделаете сами.
Принципы РОП "по-нашему":
Распределение ресурсов
Ресурсы распределяются не равномерно, а с учетом размера риска (это касается как частоты, так и глубины проверки)
Соразмерность
Принимаемые контролером меры адекватны рассчитанному риску
Гибкость
Регулярная переоценка риска исходя из новых факторов и угроз
Законность
Действие (бездействие) контролера основано на документально зафиксированной системе оценки рисков
Открытость
Критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц
Согласитесь, выглядит неплохо. Пресловутая "транспарентность" и соразмерность. Живи и радуйся.
Вот только это, что угодно, но только не принципы РОП.
Принципы РОП , в понимании современной регуляторной политики, другие:
- если без риска тяжких последствий что-то можно делать без условий, ограничений, дополнительных действий, финансовых обременений и иных сложностей, такая возможность должна быть предоставлена;
- исходить из презумпции недопустимости установления любого правового препятствия для достижения желаемого для субъекта предпринимательства результата, не противоречащего интересам других лиц и общества в целом;
- конечная задача пользователя должна быть разрешена путем минимальных усилий для субъекта предпринимательства;
- там, где можно одно действие субъекта предпринимательства использовать для разрешения нескольких элементов конечной задачи пользователя или нескольких конечных задач пользователей, такая возможность должна быть предоставлена;
- если в отношениях субъекта предпринимательства с властью с учетом современного уровня технологий, без значимого повышения стоимости осуществления государственной функции и без возникновения рисков тяжких последствий можно уменьшить усилия субъекта предпринимательства, направленные на достижение желаемого им результата, это должно быть сделано;
- обычный риск, присутствующий в повседневной жизни, не может служить основанием для условий, ограничений, дополнительных действий и иных сложностей для субъекта предпринимательства в общественных отношениях;
- если где-то можно обойтись без участия государственных и муниципальных органов, иных выполняющих публичные функции организаций и лиц, нужно исключить их из общественных отношений;
- если что-то можно сделать лучше для субъектов предпринимательства в пределах существующих или сопоставимых расходов, то соображения привычности, традиции, сложившейся системы регулирования (кроме Конституции РФ) не должны становиться препятствием;
- не должно устанавливаться никаких новых условий, ограничений, дополнительных действий, финансовых обременений и иных сложностей для субъектов предпринимательства, за исключением регулирования тех общественных отношений, которых раньше не было фактически (например, использование роботов, новых биотехнологий может потребовать нового регулятивного воздействия; но те отношения, которые касаются уже имеющихся субъектов и объектов, регулироваться в направлении усложнения не должны).
Правда совсем другая история?
Здесь уже не контрольно-надзорный орган во главе угла, здесь все для проверяемого субъекта предпринимательства. Которого зарегулировали так, что даже все то, что мы спокойно делаем в повседневной жизни, в случае с предпринимателем становится не только объектом проверки, но и почвой для потребительского терроризма.
Так нужнен ли нам механизм организации проверок, который будет принят в интересах проверяемых?
Если нужен - ориентиры есть, давайте работать.
- по материалам рабочих материалов стратегии 2018-2024 ЦСР, представленных на семинарах в ВШЭ.
4 апр 2019 в 15:48
4 апр 2019 в 18:05
4 апр 2019 в 18:05
21 фев 2020 в 13:32
27 дек 2023 в 22:44