Что такое "арианская смута"?

Что такое "арианская смута"?

Арианская смута (ок.320-381)

Началась со спора между александрийским епископом Александром и александрийским епископом Арием. Арий учил, что Христос должен быть признан рожденным во времени, а значит не равным Отцу. Он Творение Бога. Ведь бог не может страдать, быть искушенным и умереть. Вопрос о Божестве Христа является частью вопроса о Троице. В Ветхом Завете упоминаются три Ангела и вообще вводится понятие множественности («сотвори человека по подобию нашему»). Уже в Новом Завете очевидна троичность Бога.

Как совместить веру в три лица с тем, что Бог един? Тайну триединства Бога человеку не понять. Первым вопрос о Троице затронули АпологетыIIвека, которые использовали понятие логоса. В Евангелии от Иоанна Логос равен Богу-Отцу. У Филона Логос радикально отличается от Бога, это его творение.

Отношения Бога-Отца и Христа  страдают субординатизмом (неравенством, подчинением двух лиц Отцу) У Апологетов Христос ниже Бога-Отца.

В конце 2го начале 3го веков появляется монархианство - такие учения, в которых защищается монархия Бога Отца за счет грубых искажений Христианства. Монархианцы учили, что Богом является только Отец. Монархианство – разновидность субординатисских  учений. Виды монархианства:

·      Адопцианство

·      Модализм (Бог-отец, сын Божий и Святой Дух – три модуса (свойства предмета, присущие ему только в некоторых состояниях) Бога. Бог един, но является людям то в образе Отца, то в образе Сына, то в образе Духа. Начало третьего века, епископ Савелийотсюда название модализма – савелианство. Против модализма выступил Тертулиан, в Боге одна субстанция, но она распределена между различными лицами, они разные, не модусы, его учение во многом предвещает учение православия. Но его субоодинатизм довольно сильный (Сын и Дух не вечны в отличие от Бога-Отца)

Оригенпервым употребляет выражение «три ипостаси» - Отец, Сын и Святой Дух. Он также первым употребил термин «единосущие». Сын единосущен Отцу. Но у Оригена Бог отождествляется только с Отцом.

Учение Павла Самосадского. Бог и Логос единосущны, но Логос вдохновило Иисуса, вселившись в него после Крещения. Термин единосущный был осужден Собором.

Вульфила – гот, потомок христианских племенников, епископ готов, друг Ария, обращает готов в арианское христианство. Вандалы, бургунды и аллеманы принимают его. Александр Александрийский запретил Арию говорить об отношениях Отца и сына, но арий не только не послушался, но даже стал искать союзников. Александр стал получать тысячи писем в защиту Арию. Александр созывает собор на котором отлучает ария и его единомышленников от Церкви. У Ария слишком много сторонников, это опасно для настоящего учения  а значит препятствует спасению человечества .

Император сам нуждался в советниках по богословским вопросам. Им становится Осий Кордунский.

Евсевий Никомилийский– один из тех, кто поддерживал Ария. Созвал собор в его защиту.

Константин победил Лицения и мечтал о мире на востоке. Но облом. Он написал письмо Александру и Арию с просьбой о мире.Осий Кордунский повез письмо. При встрече он понял правоту Александра. На обратном пути он учредил собор в  Анкиве (Анкара) против Ария.

Кто-то предлагает собрать собор вообще всех епископов в Никеи. Идея была беспрецедентна. Ранее были только местные соборы.

Единство человечеств без Христа – глобадлайий.

325 – для рассмотрения учения Ария Константин созывает 2ый вселенский собор в Никее.

Императору было сподручнее решать практические вопросы, заниматься материальным обеспечением. Константин предложил ввести в обсуждение термин «единосущий» В итоге на никейском соборе был принят символ веры

церковь религия История богословие

Victor

2 фев 2019 в 23:06

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
Mark678

3 фев 2019 в 18:34

и охота же людям спорить непонятно о чем! а сколько войн было из-за этой вашей религии
MaksimPogorelov

4 фев 2019 в 12:18

и правда что "Религия - опиум для народа"
madrugador

4 фев 2019 в 22:32

Да, тяжело придумать более глупый повод