Что такое "Библия для бедных"?

Что такое "Библия для бедных"?

24 февраля 2019 г. в выставочном зале «Народные картины» на Измайловском бульваре — филиале Музея русского лубка и народного искусства — завершит свою работу выставка «Василий Корень и все-все-все», посвящённая уникальному для русского искусства рисованному изданию XVII века. «Мосгортур» рассказывает его историю и советует успеть познакомиться со старинными образами до закрытия выставки.


Идея использовать изображения для того, чтобы знакомить с Библией не обученных грамоте, родилась ещё в Средние века. Иллюстрированные библии были известны и в рукописном варианте, но после того, как в середине XV в. Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатание, копирование и распространение изданий с гравюрами религиозного толка поставили на поток.

Соотношение рисунков и текста в них было различным. Постепенно в отдельный жанр выделились библии, центральное место в которых занимали изображения с минимумом текста. Постфактум, в XX в., их стали называть Biblia pauperum — «Библия для бедных». Это название условно — даже после изобретения печатного станка книга долгое время оставалась предметом роскоши, который не могли себе позволить бедняки. Такие издания могли использоваться духовенством в общении с паствой для наглядности.

Библия Василия Кореня тоже из этой серии. Её создатель — едва ли не единственный русский гравёр своего времени, чьё имя дошло до наших дней. Известно, что он родился в Речи Посполитой в местечке Дубровно (теперь это территория Белоруссии), и переехал в Россию в молодые годы. В 1691 г. Корень обосновался в московской Мещанской слободе, и, вероятно, стал резчиком синодальной типографии. Главный труд своей жизни он создал между 1692 и 1696 гг.

Не вызывает сомнений, что Корень был знаком с европейскими иллюстрированными библиями, например, «Лицевой Библией» Пискатора, созданной голландскими мастерами. В России XVII в. она была известна в переводе монаха Мардария Хоныкова. Отголоски её образов можно увидеть и в творениях мастеров, расписывавших храмы Костромы, Ярославля и Москвы. Но работа Кореня не сводилась к копированию приёмов западноевропейских гравёров. В рисунки своей Библии он привнёс элементы иконописи и народного прикладного искусства. Итогом стала иллюстрированная книга, которая может считаться предтечей русского народного лубочного изображения. 

В основу этого труда Василий Корень положил текст первой московской печатной Библии, которая вышла в 1663 г. Его книге не повезло, весь тираж в тысячу копий был по распоряжению церкви изъят и практически полностью уничтожен из-за неканонических изображений Бога.

Чудом уцелели лишь 36 листов с сюжетами про сотворение мира (20 листов из Книги Бытия) и конец света (16 листов из Апокалипсиса). Этот единственный частично сохранившийся экземпляр Библии хранится в Отделе редкой книги Российской национальной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В фонды библиотеки он попал в 1830 г. вместе с коллекцией известного собирателя книг Ф.А. Толстого (1758-1849).

В 1980-1990-е гг. копии с оригинала кореневской библии снял художник, основатель и первый директор Московского государственного музея народной графики Виктор Пензин. Как основоположник жанра современного лубка, он поставил перед собой цель рассказать о шедевре всем ценителей отечественного изобразительного искусства.

Художник кропотливо реконструировал каждую гравюру, заново вырезая её на линолеуме. Работа заняла почти десять лет — на изготовление каждого листа уходило от трёх месяцев до полугода. Были восстановлены утраченные части изображений, а получившиеся рисунки раскрашены вручную красителями, близкими к тем, которыми пользовались в XVII в. По мнению специалистов, результат в полной мере передаёт дух фолианта петровских времён.

Что такое "Библия для бедных"?
Что такое "Библия для бедных"?
Что такое "Библия для бедных"?
Что такое "Библия для бедных"?
Что такое "Библия для бедных"?
История музей религия христианство

mosgortur_museum

14 дек 2018 в 17:39

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев