Дадаизм

Дадаизм

Дадаизм в искусстве

Дада нельзя считать художественным течением в полном смысле слова, это, скорее, художественная реакция творческого сознания на ужасы войны. Дадаисты настаивали на «антиэстетичности» своих взглядов, выступая против жестокости Первой мировой войны и, в первую очередь, безумия мира, который допустил ее возможность. Примечательно, что дадаизм возник в 1916 году в нейтральной Швейцарии, через два года после начала Первой мировой.

Беспрецедентная бойня Первой мировой войны вызвала шок
и отторжение тех общественных ценностей, которые к ней привели. Дадаизм стал одним из проявлений протеста, сосредоточенным
на художественных и культурных аспектах. Омерзительные реалии войны были восприняты дадаистами как результат гнетущего деспотизма общества и культуры. Они объявили искусство лицемерным и фальшивым из-за «бесчеловечного отношения к человеку». В попытках разрушить традиционные художественные ценности, особенно почтительно-восторженное отношение к прошлому, подчеркнуть бессмысленность войны они создавали намеренно иррациональные произведения, нарушающие все прежде известные каноны. Дадаисты сознательно шли на провокацию, стремясь вызвать в зрителе взрыв эмоций, поскольку само направление было не только антихудожественным и антивоенным, но и антикапиталистическим.

Во время Первой мировой войны многие художники и писатели переехали в нейтральный Цюрих. Именно там, в разговорах о последствиях военных преступлений, и родился дадаизм. Основателями его были писатель Гуго Балл (1886–1927), художник и поэт Жан (Ханс) Арп (1887–1966), румынский поэт Тристан Тцара (1886–1930) и другие. В 1916 году Балл и его подруга Эмми Хеннингс (1885– 1948) открыли в Цюрихе ночной клуб, «Кабаре “Вольтер”», где они познакомились с другими представителями богемы, возмущенными войной. Бурные, неистовые представления с использованием новых форм, таких как «звучащая поэзия» или «симультанная (совместная) поэзия», танцев и музыки порой завершались дракой. Пренебрежительное и оскорбительное поведение публики и артистов по отношению друг к другу только приветствовалось. Позже Балл издавал журнал «Дада», одно из множества дадаистских произведений.

Уже через год, в 1917-м, «Кабаре “Вольтер”» закрылось, но художники перебрались в другое место. Балл говорил: «Для нас искусство само по себе не представляет ценности... это лишь возможность подлинного восприятия и понимания времени, в котором мы живем». Вскоре дадаистские кружки появились в Париже, Берлине, Кельне и Нью- Йорке. К ним в числе прочих присоединились Марсель Дюшан (1887–1968), Франсис Пикабиа (1879–1953) и Курт Швиттерс (1887–1948).

Ради достижения главной цели — шокировать и бесить публику—дадаисты использовали все: публичные дискуссии, демонстрации, издание художественных и литературных журналов. Поэзия, автоматическое письмо, коллажи — все шло в ход, предвосхищая «хэппенинги» 1960-х. При этом акцент всегда был на абсурдности происходящего и презрении к окружающему миру. Дадаисты утверждали, что раз на фронте бессмысленно уничтожают миллионы жизней, то и искусство должно рождаться спонтанно, случайно, уничтожая традиционную эстетику и красоту. Ханс Арп писал: «Возмущенные бойней войны 1914 года, мы в Цюрихе всецело посвятили себя искусству. Пока вдали грохотали пушки, мы изо всех сил пели, рисовали, делали коллажи и писали поэмы».

Основа дадаизма — абсурд. Это не просто отсутствие единого стиля, это даже не художественное творчество: свои идеи дадисты выражали на сцене кабаре и выставках, существовали дадаистская музыка и литература. Дадаисты неустанно атаковали публику хамскими выходками. В своем отрицании буржуазных ценностей и попытках уничтожить искусство они декларировали антисоциальное и безнравственное поведение. Заимствуя идеи предыдущих художественных направлений — коллаж у кубистов, динамизм и публичность футуристов, достижения фотографии, — дадаисты неустанно критиковали роль, которую искусство сыграло в развязывании мировой войны. Демонстрация случайности — один из способов художественного выражения этой идеи. Арп, например, разбрасывал в произвольном порядке клочки бумаги, а потом приклеивал их, где упадут «в соответствии с законом вероятности». Ман Рэй (1890–1976) создавал ассамбляжи (объемные коллажи) из бытовых предметов, Швиттерс делал «мерц» — от немецкого слова «торговля, коммерция» — ассамбляжи из мусора, который он собирал на улице, а Дюшан известен своими «реди-мейд». Сначала дадаисты вполне сочувственно относились к футуристам, но, когда национализм и милитаризм футуризма стали очевидны,
дружбе пришел конец. Выступления дадаистов продолжались и после Первой мировой войны, их манифестации в Германии и Париже были гораздо более политизированны, чем где-либо еще. Немецкие дадаисты в духе бурного времени выступали против Веймарской республики и нацизма. Еще несколько лет движение ширилось, но в 1922 году, после конфликта между Тцарой, Пикабиа и знаменитым Андре Бретоном (1896–1966), группа дада распалась. Но эхо их шумного творчества заложило основы будущего сюрреализма.

искусство История

Ekaterinka23

9 апр 2019 в 1:28

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (2)
MaksimPogorelov

9 апр 2019 в 1:47

это они усы Моне Лизе пририсовали?
Mary_Ivanova

9 апр 2019 в 1:49

ага...и - искусство)))