«Делиться надо»: каршеринг идет в народ

«Делиться надо»: каршеринг идет в народ

В московском Дептрансе снова рассматривают возможность введения «народного» каршеринга. Идея сама по себе не нова – первый раз ее озвучили в 2018 году.

В мегаполисе каршерингом пользуются постоянно. С момента запуска в 2015 году услугами аренды воспользовались больше 130 млн человек. Это удобно, потому что дает возможность перемещаться по городу за сравнительно небольшие деньги, сочетая личный комфорт и экономию времени. Все бы ничего, если бы не увеличивающаяся востребованность сервиса. А где востребованность, там и увеличение количества транспортных средств. Москва, как известно, «нерезиновая», но и она может переварить лишь ограниченное количество автомобилей. Дальше начинаются транспортные коллапсы и серьезные проблемы с экологией.

Столичные власти созрели до создания сервиса «народного» каршеринга. Они предлагают использовать личные автомобили горожан для аренды. Вот есть у вас простенький седан, который используется вами только для поездок на дачу в выходные. Все остальное время он стоит во дворе, занимает парковочное место и тихонько ржавеет. А может же приносить деньги! Так считают городские власти. А что в реальности?

В нашей стране личные автомобили всегда были скорее предметом роскоши, чем средством передвижения. Сейчас ничего не изменилось, хоть покупка машины и стала доступнее. Отношение к ним соответственное – автомобиль берегут, переживают из-за каждой царапины. Как можно отдать неизвестному человеку свою «ласточку»? Дептранс обещает, что все водители будут тщательно проверяться на наличие стажа и опыта вождения. Но этого недостаточно. Есть целый воз проблем, связанный с подобной практикой.

Для начала очевидные:

  • угоны,
  • невозврат автомобиля из аренды,
  • разборы автомобилей, перепродажа,
  • штрафы ГИБДД, ущербы мелкого характера (порча салона, мелкое воровство).

«Народный» каршеринг должен обезопасить владельцев от злоумышленников. Сейчас большинство сервисов по прокату машин решают эти проблемы с помощью залогов, содержания службы безопасности, установки на автомобиль средств защиты. К тому же машину нужно хорошенько застраховать от всех видов порчи, а еще расширить ОСАГО. Ведь за рулем будет сидеть не один водитель. Возьмет ли Дептранс на себя эти обязательства – вопрос открытый.

Есть и другая сторона – пользовательская. В традиционный каршеринг попадают только новые автомобили с нулевым пробегом. По мере эксплуатации транспортные средства обслуживаются по гарантии у официальных дилеров. То есть за техническое состояние ответственность несут поставщики услуг. В случае с «народным» каршерингом, у каждого авто есть свой хозяин. Насколько его машина хорошо обслужана, исправны ли тормоза, ремни безопасности, есть ли протектор на шинах – все это должна решать специальная комиссия по допуску у аренде. Нельзя просто взять и поехать на чужой машине. Это может быть небезопасно. Решение: нанять штат экспертов и возродить институт государственного СТО. Есть ли деньги на реализацию такой масштабной концепции у Дептранса, неизвестно.

В России есть опыт разработки подобного проекта. Это сервис безопасного совместного использования автомобилей Getarent. По сути создатели сделали приложение и стали посредниками между арендаторами и хозяевами. А еще взяли на себя всю ответственность за ДТП, штрафы и разработали совместно со страховой компанией систему страховки машин. Но нельзя сказать, что этот сервис супер популярен. Равно как нельзя сказать, что он востребован в мировых масштабах. В США есть опыт внедрения «народных» каршерингов в нескольких штатах. В Европе лидером развития рынка арендных авто стала Франция.

В России инициатива начнет шагать по стране с Москвы. Столица – это полигон для новых практик. В случае с «народным» каршерингом все зависит от скорости создания нормативной, юридической и технической базы, а на это могут уйти годы. За это время нам периодически будут напоминать и приучать к мысли, что «делиться надо».

А вы готовы отдать свой личный автомобиль в аренду? И на каких условиях?

автомобиль каршеринг Москва транспорт

AKA

14 апр 2021 в 17:38

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
SergeyVorobyev

14 апр 2021 в 22:39

Каршеринг — это и есть «делиться автомобилем», а не банальный прокат, который у нас сейчас обзывается «каршерингом».