Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920-х годов.Часть II

Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920-х годов.Часть II

Группа детей-беспризорников. Москва. 1922 год




Известные деятели и их вклад в борьбу с беспризорничеством

С работой, связанной с беспризорниками, связано не так много известных личностей. Рассмотрим их деятельность подробней.

Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920-х годов.Часть II

Надежда Крупская




Всю жизнь Крупская активно занималась теоретико-педагогической работой, написав немало трудов о воспитании и образовании детей. Во время эмиграции она изучила массу литературы по педагогике и вопросам просвещения, ознакомилась с организацией дошкольного и школьного образования во Франции и Швейцарии, в 1915 году написала книгу «Народное образование и демократия», где отстаивала идею необходимости политехнического обучения.

После революции она занялась работой по народному просвещению, в 1920 году стала председателем Главполитпросвета при Наркомпросе, в 1929 году заняла пост заместителя Наркома просвещения РСФСР, её называли «душой Накромпроса». Она очень любила детей, хотя у неё не было своих. В автобиографической книге «Моя жизнь» она писала:

«Я всегда очень жалела, что у меня не было ребят. Теперь не жалею. Теперь их у меня много — комсомольцы и юные пионеры».

Крупская боролась с детской беспризорностью, организовала сотни детских садов и школ, библиотек и пунктов ликвидации безграмотности, школ для взрослых, что помогло преодолеть тотальную безграмотность населения. Она участвовала в разработке документов по народному образованию, главными принципами которого считала бесплатность, общедоступность и обязательность общего образования до 17 лет, обеспечение школьников пищей, одеждой и учебными пособиями за счёт государства.

Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920-х годов.Часть II

Анатолий Луначарский




Отношение к детям Советского государства товарищ Луначарский выразил в статье «О неделе ребенка»:

«…Забота о детях будет не только частью нашей революции, но она — необходимейшая мера самой прочности революции… Судьба России лежит именно в детях, правильное физическое и общее воспитание которых даёт тех граждан, которые впервые, быть может, войдут в подлинный социалистический строй и определят его характер».

В своих работах он утверждает, что основной целью воспитания было воспитание человека, сочетавшего в составе своей личности культурную гармоничность и пламенные идеи коммунизма, человека, способного за эти идеи бороться. В статье «Детское движение и коммунистическое воспитание» Луначарский писал:

«Если мы не будем вырабатывать из ребёнка борца, личность, то это нам помешает создать очень многое, помешает создать и гармоническое общество».

Человека новой формации должны были отличать верность заветам товарища Ленина, идеям пролетарского интернационализма, коллективизм, умение мечтать, видеть перспективы развития общества. В воспитании ребенка должны были сочетаться нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Как мы упоминали выше, Луначарский в январе 1919 года взял на себя руководство Советом защиты детей, а в 1920-м по его инициативе была проведена Неделя защиты ребенка. Луначарский принимал личное участие в организации пионерского движения, посещал детские сады и школы, детские библиотеки и детские дома, выступал на митингах и собраниях детей. Он рассказывал детям о важности образования и общественной деятельности.

Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920-х годов.Часть II

Владимир Ленин




В деятельности Ленина, связанной с детьми, место занимали две главных проблемы: ликвидация безграмотности среди детей и борьба с беспризорностью. Именно по указаниям Ленина были образованы Совет защиты детей и Комиссия по улучшению жизни детей.

Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920-х годов.Часть II

Антон Макаренко




Известный писатель и педагог Антон Макаренко в год революции — 1917-м — заведовал двумя училищами — железнодорожным в Крюкове и городским в Полтаве. В 1920 году он возглавил трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей неподалеку от Полтавы, позднее она была переведена в Куряж под Харьковом. С 1927 года работа в колонии совместилась с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. С 1928-го Макаренко заведовал Коммуной, а уже в 1935-м он стал помощником начальником отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году Макаренко переехал в Москву, посвятив себя литературной и педагогической деятельности.

Его опыт уникален тем, что глубокие знания вкупе с личным педагогическим опытом позволили ему уже в 1920-х годов подойти к разработке принципиально новой системы воспитания, отвечавшей требованиям новой идеологии. Работа Макаренко начиналась в условиях разрухи во всех сферах общества и государства. Предстояло преодолеть огромную пропасть — от края марксистско-ленинского идеала человека будущего до края запущенных, обиженных и заброшенных детей, на долю которых выпали многие испытания. В учреждениях Макаренко приоритетным было создание организованного коллектива, который зиждился на соединении воспитания и обучения с производственным трудом.

Что почитать

О беспризорниках написано много художественных и несомненно интересных книг. Но предупреждаем — жизнь бродяги-беспризорника романтизировать не стоит даже под влиянием такой литературы.

Григорий Белых, Леонид Пантелеев. «Республика ШКИД» (с элементами автобиографии)

Вячеслав Шишков «Странники»

Вадим Шефнер. «Имя для птицы» (мемуарная проза)

Лидия Сейфуллина. «Правонарушители»

Софья Петренко. «Зелёные воробушки» (рассказы)

Леонид Пантелеев. «Лёнька Пантелеев» (тоже автобиографическая повесть)

Алексей Кожевников. «Шпана. Рассказы из жизни беспризорных»

Михаил Касаткин. «Уголёк и Яшонок» (автобиографическая повесть)

Николай Картавый. «Беспризорник Кешка и его друзья»

Галина Карпенко. «Как мы росли»

Камил Икрамов. «Улица оружейников» (приключенческая повесть)

Лев Гумилевский. «Плен» (приключенческая повесть)

Максим Горький. «О мальчике и девочке, которые не замерзли», «Нищенка», «Зрители», «Пепе» (рассказы»

Виктор Астафьев. «Кража»

Виктор Авдеев. «Лёнька Охнарь» и «Моя Одиссея» (также автобиографические)

Педагогические и публицистические работы выходили у ключевых советских общественно-политических деятелей:

Максим Горький. «Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917−1918)»

Анатолий Луначарский. «Основы позитивной эстетики», «Статьи об искусстве»

Надежда Крупская. «Педагогические сочинения»

Наконец, полезная информация есть и в законодательных источниках:

«О Комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей». Декрет ВЦИК от 10.02.1921

«О плане борьбы с детской беспризорностью». Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.06.1927

«О порядке и условиях расходования средств на мероприятия по борьбе с детской беспризорностью». Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 17.01.1927

«О переходе в ведение Народного Комиссариата Государственного Призрения всех учреждений призрения несовершеннолетних и малолетних детей и об учреждении Коллегии призрения несовершеннолетних». Постановление Народного Комиссариата Государственного Призрения РСФСР от 26.01.1918

«Об Отделе призрения несовершеннолетних». Постановление Народного Комиссариата Государственного Призрения РСФСР от 25.01.1918







Источник: vatnikstan.ru

Беспризорники воспитание

seregenka79

7 окт 2019 в 20:48

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев