Для «регуляторной гильотины» требуется палач
Я, как все помнят, бизнес-омбудсмен. И каждый год принимаю от предпринимателей тысячи жалоб на нарушения при административных проверках. Сейчас вот на глазах разгорается конфликт между московским Роспотребнадзором и основательницей известной сети кафе. Но и без него хватает историй, в которых контролеры одолевают бизнес множеством лишних требований (зачастую еще и противоречивых).
Как известно, над контрольными ведомствами у нас сейчас повесили «регуляторную гильотину». До конца 2020 года они должны разобраться в своих бесконечных списках и отрезать лишнее. Но бизнесу сегодня настолько сложно, что терпения не хватает.
Чем плоха нынешняя система контрольно-надзорной деятельности? Оставим в стороне вопрос количества проверок. Плановых хоть и стало меньше, но их с лихвой компенсировали внеплановыми проверками и административными расследованиями. Для этой проблемы есть свое решение: разрешить административные санкции только по тем проверкам, которые включены в ЕРП.
Поговорим о качестве. Система контроля и надзора сложна и запутанна, а ее конечная цель – прежде всего наказание, а не предупреждение нарушений. Контролеры сами уже запутались, чем надо руководствоваться, и пытаясь перестраховаться, накручивают одно требование на другое по принципу «как бы чего не вышло». Контрольная деятельность превращается в бесконечные формальные процедуры, которые, что самое печальное, никак не способствуют повышению безопасности для потребителей.
Ущерб от избыточного контроля, который отнимает у бизнеса время и деньги, оценивается в диапазоне от 1,5% (государство) до 7,5% (сами бизнес-сообщества) ВВП. Государственная система занимается каннибализацией, бесцельно поглощая ресурсы, которых в экономике и без того не очень много. Как это можно изменить? Регуляторная гильотина, конечно – верное направление, вот только, на мой взгляд, нужно еще и системное изменение самой философии контроля.
Мы предлагаем основными документами в контрольно-надзорной системе сделать так называемые гайдлайны. Слово иностранное, в переводе означает «руководство», «инструкция». При таком подходе речь идет об изменении точки отсчета: на проверки мы смотрим глазами не контрольного ведомства, а самого предпринимателя. Есть, например, ресторан (сельхозпредприятие, машиностроительный завод, и так далее) – у него должен быть четкий, исчерпывающий список требований по всем видам контроля. Открыл ресторан – сразу понимаешь, кто, что и когда может от тебя потребовать.
Сейчас ведется обсуждение того, чтобы сделать гайдлайны обязательными нормативно-правовыми актами. Не просто методичками для предпринимателей, а исчерпывающими (в законодательном порядке) списками требований. Чтобы никто не имел уже права предъявлять требования к тому же ресторану, если они не числятся в отраслевом гайдлайне для общепита.
Гайдлайн, будучи основным типом нормативно-правового акта в контрольно-надзорной деятельности, способен усилить эффект «регуляторной гильотины» в разы. Когда все сопоставляется в одной брошюре, все недостатки, вся избыточность требований видна гораздо нагляднее. И контролерам станет намного сложнее плодить новые требования исключительно ради того, чтобы сымитировать пользу от собственной деятельности.
Надо помнить об одном – контролеры не производят добавочную стоимость. И они не должны мешать ее производить тем, кто умеет это делать.
Хотим как лучше, что получится
Итак, правительство создает в Минэкономразвития демартамент, ответственный за "регуляторную секиру...
Как нам реорганизовать ОРВ
Завершая наше небольшое исследование, минуя вопрос «Кто виноват» как риторический,...
2 апр 2019 в 16:08
2 апр 2019 в 16:13
2 апр 2019 в 18:17
3 апр 2019 в 10:08