Этика Аристотеля или как жить счастливо? Часть 1

Этика Аристотеля или как жить счастливо? Часть 1

Важнейшую роль играет понятие блага(καλό). Благо - то, к чему мы стремимся, совершая любое действие. Так как действий может быть бесконечное множество, то и благ – тоже. Большинство действий совершаются ради чего-то, а не ради самих себя - например, мы ходим на работу, чтобы заработать денег, а не ради посещения самой работы. Благо само по себе же есть лучшее из всех благ, и оно совершается не как промежуточное действие в примере с работой, но ради самого себя. Поэтому к благу человека ведет Досуг, т.е. то, что мы делаем ради самого делания. По существу, достижение блага можно рассматривать как финальную цель человека. И это благо есть счастье, к которому все стремятся как к благу самому по себе. Действуя сообразно наилучшей добродетели, ты достигаешь счастья. «Поступки, сообразные добродетели, прекрасны и совершаются во имя прекрасного». При этом добродетель (αρετή) же мыслится как добротность, хорошее «делание» чего-либо. Добродетель в греческом смысле - это добротность и хорошесть, так, например, "добродетельный" нож хорошо режет

Аристотель говорит про три образа жизни. Первый образ – жизнь ради удовольствия. Он присущ простому (φορτικεύομαι) человеческому типу, его цель – приятные эмоции. Второй – Политический. Он присущ деятельному (πρακτική) человеку, его целью является почет. Третий образ жизни – созерцательный. Он связан с познанием вечных истин, истин самих по себе, не подверженных мнениям (δόξα). Соответственно, счастье достигается в деятельности разума – лучшем образе жизни (в других оно тоже есть, и жизнь ради удовольствия или почета тоже счастлива, но они уступают последнему образу жизни).

Однако абзацы выше создают два понимания лучшего счастья: эвдемония как созерцательная жизнь, основанная на мыслительных (διανοϊκάί) добродетелях, так как знание есть вещь, к которой мы стремимся сами по себе, и эвдемония как следование нравственным добродетелям, позволяющим достигать блага в делах повседневных, хорошего «делания» в любых поступках. Также двусмысленно звучит и комментарий из VI книги «Никомаховой этики»: «Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели». Здесь мы заходим в определенный тупик: счастьем и благом самим по себе для нас становится как созерцательная жизнь в соответствии с добродетелями разума, так и жизнь в соответствии с добродетелями этическими(позволяющими успешно достигать блага в делах), так как совершаемые в соответствии с добродетелью поступки благи сами по себе. Проще говоря, мы не можем определить, какая добродетель является наилучшей. Найти её можно, обратившись к «Метафизике».

В ней указано, что «Все люди от природы стремятся к знанию». Чувственное восприятие мы хотим улучшить этот процесс ради него самого - никто бы из нас не отказался, если бы его зрение вдруг стало в 10 раз острее. Высшая мудрость желаема сама по себе и не имеет практического применения в мире. При этом Аристотель развивает концепцию бога как перводвигателя – первой причины мира. Получается, что созерцательная жизнь более всего приближает человека к счастью, более всего приближая его к богу в процессе познавательной деятельности разума, совершаемой не ради чего-то, а ради самой по себе. Таким образом, «Метафизика» решает спор в пользу добродетелей разума как делающих человека наиболее счастливым.

#Философия #Аристотель #Счастье

Ilia_Fominykh

24 июл 2019 в 22:57

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Elgiza_Burit_9

25 июл 2019 в 23:08

В kaждом ответвлении метафизичесkих науk можно найти для себя множество подсkaзоk и решений. Наша жизнь не бессмысленна, kaждый рождён со своей миссией,главное - вóвремя разобраться в себе, и вступить на тот путь, kоторый является верным и полезным именно для нас. (С)