Этика в философии

Этика в философии

Аргументы Эпикура против этических воззрений Аристотеля

Этика – область философских исследований, предметом которой являются мораль и нравственность, как форма общественного сознания и одна из важнейших аспектов жизнедеятельности человека.

Этика Аристотеля

Вопросу этики древнегреческий философ посветил три сочинения: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика». Основные идеи сочинений пересекаются между собой и во многом дублируются. Кроме того, тема этики всплывает и в других работах Аристотеля: «О душе», «Метафизика».

В своем трактате «Никомахова этика», который был посвящен сыну, Аристотель говорит о понятии добра, законах нравственной жизни человека как индивида. Интересно, что философ не сводит этику к добру. Он аргументирует это тем, что человек, знающий добро, способен совершать ужасные вещи под руководством своих чувств. Таким образом, суть этики заключается в том, чтобы направить свою «душу» к доброму началу.

Индивид способен развить в себе те качества, которые отвечали бы разумной этической деятельности. Сначала это единичное решение души, которое постепенно перейдет в привычку, трансформируясь в «постоянное качество воли».

Главной этической добродетелью Аристотель считает великодушие, являющееся некой серединой между крайностями, пороками. К числу добродетелей древнегреческий философ также относит мужество, щедрость. Без добродетели невозможно счастье, которое и составляет главную цель жизни.

В целом Аристотель определял этику как практическую философию. Цель этических учений философа определяется в стремлении найти среднюю линию поведения. Индивид должен стремиться стать добродетельным, избавившись при этом от порочности.

Этика Эпикура

Другой древнегреческий философ Эпикур рассматривал этику под несколько иным углом. Он считал, что ее основу определяет наша природная сущность. Индивид стремится совершать поступки не из чувства собственного долга, а напротив, руководствуясь теми факторами, которые способны сделать его счастливым (то, что совершает человек по своей природе). Так, физика становится достаточным критерием достижения счастья.

По Эпикуру, удовольствие – есть конечная цель жизни, которая определяется как «свобода от телесных страданий и душевных тревог». При этом, чрезмерное удовольствие рано или поздно превращается в страдание, тем самым мы невольно обходим некоторые из удовольствий, когда понимаем, что за ними следуют неприятности.

Древнегреческий философ скептически относился к обожествлению явлений, говоря о том, что у всего есть именно природная сущность. Эпикур считал влияние божественного промысла на судьбы людей не более, чем вымыслом толпы. Тому свидетельствует его высказывание: «блаженное и бессмертное само не имеет забот, и другому не причиняет их, так что оно не одержимо ни гневом, ни благоволением». Таким образом, Эпикур не отрицал существование богов, говоря при этом об их невозможности влиять на человека.

Этика древнегреческого философа не только противостояла религиозной этике, но и требовала признания свободы. Отрицается судьба, влияние высших сил. Некоторые события происходят по необходимости, другие - случайно, третьи – зависят от нас. Ведущую роль в этике Эпикура играет способность человека самому выбирать путь.

Этические воззрения двух древнегреческих философов диаметрально отличались друг от друга. Аристотельская добродетель никак не вписывалась в рамки природного начала Эпикура.

Философия интересное Этика аристотель эпикур

Chifffa

12 мар 2019 в 0:05

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев