Фантомы прошлого и пустота настоящего

Фантомы прошлого и пустота настоящего

Известный советский историк, «глава марксистской исторической школы в СССР» Михаил Николаевич Покровский 22 марта 1928 г. произнёс свою знаменитую фразу: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». Применительно к нашей многострадальной стране эта сентенция была актуальна едва ли не во все времена, продолжает она оставаться такой и поныне. Совсем недавнее или более отдалённое прошлое у нас регулярно становится предметом жарких общественных дискуссий, главным дискурсом бурных споров представителей различных общественно-политических сил. Особенно активно этот инструмент обычно использует действующая власть, пытаясь с помощью исторической ретроспекции оправдать свою нынешние действия, заручиться одобрением большей части общества. При разных общественных строях разных и правителях у нас постоянно происходит переосмысление истории, когда вчерашние герои объявляются врагами и предателями (и наоборот), славные события и деяния правителей начинают трактоваться в духе Павла Милюкова («глупость или измена») и т.д. Не зря говорят, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым.

Также история – это очень мощный рычаг государственной пропаганды, продвижения и закрепления официальной идеологии. Хрестоматийный пример тут – слова знаменитого А.Х.Бенкендорфа: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Эти слова на долгие десятилетия стали девизом почти всех российских правителей, начиная с Николая I. Да, в общем-то, и до него было примерно то же самое. И это же мы наблюдаем сегодня. Как тут не процитировать великого В.О.Ключевского: «В нашем настоящем до сих пор слишком много прошедшего».

Известный российский журналист Ефим Фиштейн, который живет в Чехии и является постоянным автором тамошнего журнала Reflex, в одной из своих статей написал, что Россия – это страна, где сегодня всегда означает вчера. В поисках ответа на новые вызовы она неизменно обращается к прошлому опыту, именно в прошлом ищет основы жизнеспособности и легитимности своей государственности. Ее руководство и общество находятся в плену устаревших представлений и догм, не успевают за новейшими мировыми тенденциями и поэтому не в состоянии адекватно их воспринимать и на них реагировать. Все это не что иное, как архаизация, то есть попытка давать старые ответы на новые вызовы, которая ведет к углублению отставания от поезда мирового исторического развития.

Сегодняшняя Россия – это страна без руля и ветрил, у которой нет чёткого плана развития, нет привлекательной визии будущего, которая могла бы вдохновить народ на свершения. Вместо этого есть проедание «остатков былой роскоши» в лице нефтегазовых доходов и остатков советской индустриальной мощи, и медленная, но неуклонная деградация, причём по всем фронтам. Всё это до боли напоминает эпоху брежневского застоя, когда мечты о мировой революции и построении коммунизма остались в далёком прошлом, вдохновляться народным массам стало нечем, и они попросту проживали свой век, влача серое и унылое существование, наполненное стоянием в бесконечных очередях в погоне за дефицитом. Сейчас, слава Богу, товарного дефицита нет, полки магазинов не пустуют, зато явственно обозначился другой дефицит – морали и совести. В последнее время общим местом стали рассуждения о том, что в российском обществе заметно вырос уровень агрессии и нетерпимости вкупе с полным индифферентизмом к тому, что происходит вокруг. Общество сегодня находится в состоянии глубокого анабиоза, занятое борьбой за существование в условиях всё более ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране. И никаких светлых перспектив на горизонте не видно.

Положение действительно незавидное: экономика трещит по швам, социальная сфера находится в катастрофическом состоянии, коррупция и произвол разного рода высоких начальников достигли фантастических размеров. И чем же нынешняя российская власть может ответить на всё это? Только одним – нагнетанием патриотической истерии, созданием атмосферы «осаждённой крепости», насаждением ненависти к внутренним и внешним врагам – «пятой колонне», Америке, Украине, Прибалтике. А также постоянным обращением к славному прошлому, из которого старательно вымарываются позорные страницы в виде подавления польских национально-освободительных движений в XIX в., сталинские репрессии, ввод танков в Чехословакию в августе 1968 г. т.д. Вместо этого нам рисуется образ великой державы, которая неустанно одерживала победы над разными супостатами и в одиночку противостояла вселенскому злу. Конечно, главный, стержневой элемент государственной патриотической идеологии – Победа в Великой Отечественной войне. 9 мая уже давно утратило своё исходное значения Дня памяти и скорби по миллиона погибших в самой страшной войне в истории человечества, превратившись в элемент государственной идеологии, инструмент манипуляции и пропаганды, которым власть пользуется в своих конъюнктурных политических целях. В первую очередь – для консолидации вокруг ныне благополучно правящего клана крайне разрозненного российского общества, которое, собственно, мало что объединяет, кроме памяти про ту войну.

Здесь нелишне напомнить, что в позднесталинский и хрущёвский периоды 9 мая был обычным рабочим днём. Мифологизация этой даты, а также всего, связанного с войной, придание этому сакрального статуса произошло с приходом к власти Леонида Брежнева, превратившего День Победы в один из ключевых столпов легитимности собственной власти и коммунистического режима в целом. А объяснялось это просто: кроме памяти про войну, предложить народу тогдашней советской власти было нечего. И это показательно: если, как бы там ни было, при Сталине и Хрущёве страна двигалась вперёд, имела какие-то перспективные цели развития, то при Брежневе началось стремительное погружение в застой. Происходила консервация системы, которая утратила динамику развития. В принципе, всё это вполне естественно: в условиях, когда текущие успехи крайне незначительны, и отсутствует понятная и привлекательная визия будущего, естественным образом происходит откат в славное прошлое, которое всячески приукрашивается и мифологизируется.

У всё более деградирующей и впадающей в маразм путинской власти есть только одна возможность уцелеть – удовлетворение имперских комплексов населения за счёт внешней экспансии. Как тут не вспомнить слова военного министра времён Николая II А.Н.Куропаткина: «Нам нужна маленькая победоносная война». Тогда под этими словами разумелась война с Японией, которая, однако, вопреки ожиданиям, получилась не «маленькой и победоносной», а большой и кровавой, лишь раздув костёр революционного пожара. Путину в этом плане повезло больше – его операция по захвату Крыма прошла успешно, и стала мощным катализатором роста президентского рейтинга. Но запал крымской эйфории уже заметно иссяк, а разного рода трудности и невзгоды в повседневной жизни миллионов россиян с каждым днём нарастают.

Вместе с тем, даже в таких условиях едва ли приходится говорить о том, что нынешнему режиму всерьёз что-то угрожает. Во всяком случае, революционный сценарий пока не просматривается. Одно из ключевых условий успешности любой революции – раскол элит, а этого пока нет и не предвидится. Нынешние депутаты, чиновники и олигархи стали гораздо умнее, чем их предшественники в 1917 и 1991 г., и не особо спешат рубить сук, на котором сидят. Народ же, хоть и едва ли сильно доволен уровнем жизни, царящим вокруг произволом разных властей, качеством дорог, медицинского обслуживания и т.д., в массе своей придавлен фатализмом и занимается решением повседневных проблем, и отнюдь не рвётся на баррикады. В общем, картина безрадостная, и каких-то светлых перспектив на сегодняшний день просто нет. А чем всё это закончится – одному Богу известно. Нам же остаётся лишь молиться и верить в чудо.

История прошлое Россия застой

DmitryOvchinnikov

26 окт 2019 в 12:44

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Chifffa

28 окт 2019 в 20:08

самое главное, что в политике все крайне неожиданно может развернуться, и это делает ее такой интересной