Фовизм в живописи

Фовизм в живописи

Авангард

Первое из авангардных движений ХХ века, фовизм — это живопись, которая не пытается походить на жизнь. Это невероятной яркости краски, ломаные контуры, свободная техника и компо- зиция. Фовизм просуществовал недолго, никогда не был фор- мально организован, но оказал влияние на искусство и дизайн всего ХХ столетия.

Фовизм родился в Париже в начале ХХ века. Выразительный стиль, совпавший по времени с грандиозными техническими изобретениями: автомобили, радио, электричество стремительно меняли обществен- ную жизнь. В определенном смысле это художественное течение стало продолжением работ Ван Гога, Сезанна и Гогена. Подобно постимпрес- сионистам, фовисты отказались от объективности и тщательной детализации импрессионизма, их искусство было, скорее, эмоциональ- ным и экспрессивным.

Фовизм картины

Стилистика фовизма развивалась в творчестве нескольких художников примерно десять лет, но как оформившееся направление он просуществовал только три года. Фовисты провели всего три совместные выставки. «Les Fauves» называли таких художни- ков: Анри Матисс (1869–1954), Андре Дерен (1880–1954), Морис де Вламинк (1876–1958), Жорж Брак (1882–1963), Жорж Руо (1871–1958), Альбер Марке (1875–1947) и Рауль Дюфи (1877–1953). Это прозвище они получили на парижском «Осеннем салоне» в 1905 году. Как и в случаес импрессионистами, название родилось из насмешки критика. В той же галерее были выставлены классические скульптуры, и Луи Вексель (1887–1945), показывая на них, громко заявил: «Donatello au milieu des fauves!» («Донателло среди диких зверей!»). Вексель яростно раскритиковал энергичную свободную манеру живописи, отсутствие светотени и полутонов, использование пронзительно-яркого, неестественного для предметов цвета, назвав все это смехотворной бессмысленной демонстрацией отсутствия мастерства.

С 1901 по 1906 год в Париже прошло несколько ретроспективных выставок, где среди прочих демонстрировались полотна Гогена, Ван Гога и Сезанна. Впервые Гоген и Сезанн были представлены публике в таком объеме. Художники, воодушевленные увиденным, решились экспериментировать с собственными новаторскими идеями. Матисс с 1897 года изучал живопись у художника-импрессиониста Джона Питера Рассела (1858–1930). Рассел объяснил ему теорию цвета, и Матисс начал работать с чистыми красками. Рассел, друживший с Ван Гогом, показал Матиссу его рисунки. После этого яркие цвета, плотные выразительные мазки и минимальное сходство с действительно- стью стали визитной карточкой работ Матисса. Дополнительную роль сыграл и инте- рес к орнаментам восточных ковров, пейзажам и искусству Северной Африки.

Фовисты пренебрегали точностью формы, а палитру и технику выбирали на основе своих ощущений. Они отказались от традиционного изображения световых эффектов, перспективы, объема и текстуры, порой даже утрировали плоскостное изображение. Цвет должен был передавать чувства или впечатления от объекта — например, радость или тепло
яркого солнечного света. Их творчество казалось дерзким, а техника — небрежной, но темы
работ оставались вполне традиционными — обнаженная натура, пейзажи, натюрморты. Важнее всего был цвет. И с этой точки зрения фовизм, с его чистыми красками и оригинальным способом нанесения их на холст, может считаться прямым наследником постимпрессионизма и стилем, противостоящим неоимпрессионизму, который, по их мнению, насаждал монотонное единообразие. Матисс однажды заявил: «Фовизм сверг тиранию дивизионизма».

Фовисты подвергались бесконечным насмешкам и издевкам.
Их привычка выдавливать краски из тюбика прямо на холст, избегать даже намека
на реалистичность вызывала недоумение у современников, которые не могли понять, какую цель преследуют художники, столь жестоко искажая действительность. Публика считала, что фовисты просто не умеют рисовать, что они не «настоящие» художники, а просто компания бездарей, ищущих славы. Но в среде молодых живописцев стиль обретал все большую популярность, и в двух следующих выставках вместе с фовистами участвовали Кеес ван Донген (1877–1968) и Отон Фриез (1879–1949). Все, кого прозвали «Les Fauves», использовали похожие технические приемы и работали в едином стиле, но общей философии у них не было. Во многих работах мелькают элементы наивного искусства ранних периодов. Возможно, это следствие выставки французских примити- вистов, на которой были представлены до-ренессансные работы, — молодежь привле- кала свежесть и убедительная искренность старых мастеров. Другим источником вдохновения для фовистов, в творчестве которых появилась почти первобытная стилизация, стала африканская скульптура, которую коллекционировали Вламинк, Дерен, Матисс и другие.

Пик успеха фовизма приходится на 1905–1907 годы. После этого художники постепен- но отдаляются и каждый развивает собственный стиль. Матисс еще несколько лет работал в технике фовизма, но остальных захватили новые идеи.

искусство живопись

Anna_Kirillova

17 апр 2019 в 17:21

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (2)
Arhan1982

17 апр 2019 в 17:26

К своему стыду вынужден признаться, что не слышал о таком направлении)
Ekaterinka23

17 апр 2019 в 17:31

Фовизм корнями уходит в творчество Ван Гога