Футбольные фанаты

Футбольные фанаты

Фанаты

Сегодня, благодаря высокому уровню развития технологий, глобализации, экономики, мы видим, что появились новые, до этого невиданные социальные группы и субкультуры, со своими особенностями, правилами и нормами межкультурной коммуникации. Одной из таких групп стали футбольные фанаты.

В этой статье я рассказывал о футбольных хулиганах на поле, но футбольные хулиганы встречаются также и за его пределами.

Для того чтобы правильно понять природу и законы коммуникации футбольных фанатов, необходимо понять: где, как, когда и среди кого зародилось данное "движение". Хотя и существовали многие разновидности этого увлекательного спорта, например, "Чжу-Ке" в Китае или "Эпискирос" в Спарте, принято считать, что родиной футбола является Англия. Действительно, именно в Англии этот вид спорта приобрел по-настоящему национальный масштаб и завоевал всеобщую популярность. Примечательно, что основными болельщиками являлись рабочие, рабочий класс, пролетарии. Именно они посещали футбольные матчи, поддерживали свою команду и становились более сплоченными, благодаря общему интересу к команде. Так складывались первые фанатские группировки, “фирмы”. Основной задачей которых, была поддержка любимой команды, вне зависимости от времени, места и условий матча. Вскоре футбол вышел за пределы "туманного Альбиона" и приобрел всеобщее признание практические в каждой европейской стране. В стороне не осталось и фанатское движение, которое является неотъемлемой частью футбола, его естественным проявлением, но его природу я рассмотрю отдельно. Произошли первые выездные международные товарищеские матчи и крупнейшие столицы Европы увидели преданных английский фанатов, идея оказалась заразительной. Сегодня трудно представить матч московского "Спартака" или турецкого "Галатасарая" без шумных фанатских трибун, кричащих грозные речевки в поддержку своей команды. Но деятельность фанатов не ограничивается лишь поддержкой на стадионе, она выходить далеко за его пределы, ведь не зря считается, что быть фанатом, это не увлечение, а образ жизни. Вполне естественно, что подобная страсть привносит в жизнь человека новые ценности, особенности поведения и общения, словом, новый вид коммуникации с внешним миром, которую я и постараюсь разобрать в своей статье.

Футбольные фанаты

Отличие понятий "фанат" и "болельщик"

Для того чтобы понять отличие этих понятий, сначала их необходимо ввести. Обратимся к толковому словарю Ожегова[1]:

Фанат - Фанатически, доисступленияпреданныйпоклонникчего-либо н. Фанаты футбольной команды

Болельщик - Любитель наблюдать спортивные состязания, а также вообще человек, болеющий за кого-либо. н. Футбольные болельщики.

У Ожегова прослеживается существенная разница между двумя этими понятиями. Если футбольный болельщик - это скорее человек, питающий интерес к спорту, то фанат – это человек, который практически нарушает заповедь "Не сотвори себе кумира и всякаго подобия…"[2], ставит увлечение в центр своей жизни. Если человек, не разбирающийся в терминах и понятиях футбольной сферы, назовет фаната болельщиком, он может столкнуться с агрессивной реакцией фаната, так как это считается прямым оскорблением чести "суппортера"[3](тождественно слову "фанат"). Как мы понимаем, для настоящего фаната футбол - это не просто спорт, с этим связана внушительная часть его жизни, мироощущения. Поэтому между фанатом и болельщиком существует огромная разница. От болельщика не ждут определенных поступков, ему не выдвигают требований, он может сегодня прийти на игру, а через неделю нет, это его право, но что позволительно болельщику, не допустимо фанату.



[1]Толковый словарь Ожегова

[2]Библия Исх. 20:2-17

[3]Бримсон Дуги. Фанаты.

Футбольные фанаты

Природа "фанатизма" и факторы, определяющие поведение членов этой субкультуры

Футбол является командным видом спорта, который, благодаря своей зрелищности и атмосфере, приковывает внимание многих людей по всему миру, независимо от их национальности, вероисповедования, заработка. Находясь на стадионе, человек чувствует некие первобытные инстинкты, в нем просыпается давно, как нам кажется, забытые мотивы и стремления к целостности, доминации, единении в общем крике болельщиков. Этот феномен и обуславливает появление из социальной группы болельщиков субкультуры фанатов, людей подверженных такому влиянию в большей степени. Для них присутствие на стадионе становится неотъемлемой частью самовыражения, удовлетворения первобытной потребности принадлежать к группе, племени. В своих трудах немецкий психолог Эрих Фромм писал о том, что у людей, живущих в "модусе «иметь»"[1], присутствует необходимость относиться к сильной группе, чувствовать свою принадлежность, дополняя тем самым свою личность. Этим объясняется сплоченность такой субкультуры, желание обособиться от остальной части футбольных болельщиков, стать элитой поддержки команды.

Для того, чтобы выделяться на общем фоне, фанаты придумали особые правила поведения, форму одежды, кричалки, сленг, доступные только членам фанатского объединения. Таким образом фанаты выражают свою поддержку клубу, опознают друг друга, членов других фанатских группировок, а также показывают свою приверженность.



[1]Эрих Фромм "Иметь или быть?"

Особенности коммуникации

Мы переходим непосредственно к коммуникации футбольных фанатов. Начнем с того, что есть коммуникация?

Коммуникация – в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов[1].

Такое общее понятие подходит для нашего исследования, целью которого я ставлю выявить эту общую систему символов, характерную для фанатов. Участниками коммуникации в нашем случае являются болельщики, фанаты, игроки. Целью коммуникации является поддержка своей команды во время матча и за его пределами. Естественно, что коммуникация осуществляется вербальным и невербальным путем.

  • Одежда:

Первое, что попадается в глаза, когда мы видим фаната, это его одежда. Фанат обязательно имеет на себе атрибутику своего клуба (напр. Шарфы с эмблемой клуба). Фанаты, стараясь выделить эксклюзивность своего общества, стали придерживаться определенных фирм одежды, чтобы понимать причастность человека вне стадиона, где по месторасположению людей на трибунах становится понятно, к какому типу футбольного поклонника он относится (гостевой сектор, фанатский сектор (обычно он располагается на трибуне за воротами), или центральные трибуны). Излюбленными марками английский фанатов стали C.P. Company, StoneIsland, FredPerry, Burberry[2]. Эти марки придерживаются стиля Casualи удобны для ежедневного ношения, а фирменные узоры помогают фанатом быстро опознавать "своих" и "чужих".

Образцово-показательной является история с болельщиком московского "Спартака", который в 1972 впервые вышел на трибуну в шарфе бело-красного цвета. До этого момента всем болельщикам запрещалось носить атрибутику своего клуба, так как это приравнивалось антисоветской деятельности. Эта акция считается днем начала российского фанатского движения. [3]

  • Устав:

"Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната."[4]Начиная с того, сколько раз каждый фанат должен посетить выездные матчи, до напитков и марки сигарет, которые ему стоит покупать с собой на матч.

Сленг:

Для того чтобы отличаться от других, любая субкультура использует своеобразный код речевого общения, другими словами, жаргон, понятный только его носителям. Существуют специальные фанатские словари, дающие определение разным словам. Приведу выдержку[5]:

Аргуме́нт — предмет, используемый в драке в качестве оружия, - камень, бутылка, палка, железная пряжка и пр.

Балабо́л — телекомментатор

Бомжева́ть — ночевать во время выезда на вокзале или скамейке

Гря́дка — строй фанатов на секторе

Роза – шарф с атрибутикой клуба

Перекличка– скандировние речёвок попеременно с противоположной или с соседней трибуной

Карлик– юный, неопытный фанат

  • Речевки:

Важнейшей частью поддержки своего клуба является выкрикивание речевок, с целью сломить дух соперника, навести смятение и ужас.

-

Родился ребенок, открыл он глаза,
и первое слово ДИНАМО МОСКВА!!!

-

Пусть знает любимая наша страна,
ДИНАМО не слово, ДИНАМО - судьба!!!

-

Нам не страшен ни Роналдо, ни Анри и ни Зидан
Все равно непробиваем Березовский наш Роман!!!

-

Мне приснился дивный сон,
Что ДИНАМО-ЧЕМПИОН!!![6]


Вот лишь некоторые примеры таких речевок фанатов московского "Динамо", которые я услышал, когда посетил матч против "Зенита", для того чтобы лучше подготовиться к написанию данной работы и на личном опыте испытать чувства фанатов. Отмечу, что Роман Березовский уже не играет.

Проанализируем сами речевки. В них сразу заметна лаконичность. Не нужно иметь докторскую степень, чтобы понять смысл, а текст сразу же "прилипает", его нетрудно воспроизвести с первого раза. Высокий удельный вес эмоционально-оценочной лексики, с целью оскорбить противника или же поддержать своего игрока. Четкая, прозрачная рифма. Часто кричалки рифмуют "на глаголы" для простоты запоминания. Успех воспроизведения кричалки на стадионе зависит от слаженности фанатского братства, их умения действовать сообща, как единый организм.




Вывод

Опираясь на все вышесказанное, можно утверждать, что коммуникация в среде футбольных фанатов подчиняется строгому регламенту, имеет агрессивный характер, опирается на единство группы (племени), апеллирует скорее к эмоциональному, инстинктивному в человеке, чем к разумному. Нельзя переоценить роль Англии в формировании и распространении данной культуры. Основными членами суппорт-объединений являются люди среднего возраста, рабочие, средний класс, офисные менеджеры, для которых не столько футбол, сколько поддержка команды является отдушиной, возможностью самореализации. Сегодня на фоне возросшего интереса к футбольному миру наблюдается также увеличение числа заинтересованных лиц в фанатском движении, что дает нам больше примеров разнообразной коммуникации в среде футбольных фанатов.



[1]Финансовый словарь

[2]Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов

[3]"Фанаты" Дуги Бримсон

[4] "Футбольные фанаты как субкультура в России" научная статья Якуба А.В.

[5] Статься Wikipediahttps://ru.wiktionary.org/wiki/Приложение:Сленг_футбольных_хулиганов

(Действительна на момент 28.10.18)

[6]http://dynamomania.ru/- Сайт болельщиков "Динамо"

Фанаты сленг футбол

victrua

24 июл 2019 в 11:41

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (4)
Iluschik

24 июл 2019 в 15:34

а вы неплохо подготовились , даже со сносками ))
Anna_Kirillova

24 июл 2019 в 15:49

Спасибо за сноски.
San4ozzz

26 июл 2019 в 14:28

Сын уехал на футбол, мать глотает валидооол,на футболе бьют по морде и..
Arhan1982

26 июл 2019 в 16:46

а дальше?)))