Инфляция и её виды

Инфляция и её виды

На сегодняшний день инфляция, также как и безработица, представляют собой одну из серьезнейших макроэкономических проблем. Явление инфляции- повышения общего уровня цен, сопровождающегося обесценением денежной единицы, присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной экономике, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция, как перераспределительный процесс общественного богатства, появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она напрямую связана. Однако инфляция -сложный и по-разному проявляющийся феномен, вызывающий споры и разногласия среди представителей различных экономических школ.

Поверхностное представление о видах инфляции и факторах ее возникновения ведет к неправильному пониманию функционирования национальных экономик в целом, а также к выработке неэффективных методов борьбы с ней. В данной аналитической справке хотелось бы обратиться к качественной характеристике инфляции с помощью анализа видов инфляции. Особое внимание хотелось бы уделить факторам, обуславливающим возникновения инфляционных процессов.


Что такое инфляция?

Инфляция – многосторонний процесс, включающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. При определении инфляции — этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее истоки вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому, инфляция — это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег, инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. Современная инфляция возникает под воздействием многих факторов, поэтому критериев классификации этого явления тоже много.



Виды инфляции

По темпам роста цен различают умеренную (или ползучую) инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию, которые в странах с рыночной экономикой определяются следующим образом:

  • Умеренной (ползучая) называется инфляция с темпами до 10% в год. Этот вид инфляции считается нормальным и является стимулом для увеличения объема выпуска. Умеренная инфляция характерна для стран с развитой и переходной экономиками. Многие экономисты уверены, что ползучая инфляция является элементом нормального развития экономики, так как она способна стимулировать развитие производства и модернизировать его структуру, однако всегда есть опасность выхода умеренной инфляции из-под контроля государства и превращения ее в галопирующую.
  • Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10% до 200% в год. в условиях галопирующей инфляции сильно увеличиваются риски кредитных учреждений, уровень жизни населения падает, происходит снижение объема выпуска, создается дефицит платежного баланса, формируется угроза стагфляции. Этот вид инфляции характерен для посоциалистических стран и большинства стран с развивающейся экономикой.
  • Гиперинфляция определяется темпами роста цен свыше 200% в год. Основными причинами появления гиперинфляции могут стать: война или революция, большой внешний долг, хронический дефицит государственного бюджета. Критерий гиперинфляции различается по странам. Рабочим показателем гиперинфляции для большинства экономистов составляет 1000% в год. Однако существует универсальный критерий гиперинфляции по Кейгану, согласно которому гиперинфляция в развивающихся странах наблюдается при темпах роста цен, более 50%.

Почему растет инфляция?

  • Увеличение спроса. Иногда люди начинают покупать больше товаров определенной категории. Например, когда мобильные телефоны стали доступными по цене, все захотели пользоваться сотовой связью. Сотовые операторы не успевали сразу подстроиться под высокий спрос: не хватало вышек и свободных частот. Поэтому цены на мобильную связь были очень высокими.
  • Сокращение предложения. Дефицит товаров – цена остается прежней, но товаров и услуг становится меньше. Это может произойти из-за неурожая, ограничения на ввоз иностранных товаров.
  • Ослабление национальной валюты. Если курс иностранных валют растет, то импортные товары автоматически дорожают.
  • Высокие инфляционные ожидания. Если люди ожидают сильный рост цен, они меньше сберегают деньги и скупают все подряд. Компании же начинают повышать цены на товары. Например, производитель сыра ждет, что цены на молоко вырастут. Чтобы покрыть свои будущие расходы на сырье, он заранее начинает поднимать цену на свой товар.






#инфляция #инфляциявиды #ростинфляции

kudos

2 мар 2019 в 20:02

Комментарии (0)

Пока нет комментариев