Иранские игры Сталина

Иранские игры Сталина

6 ноября 1945 года вооруженные формирования так называемой Азербайджанской демократической партии (она же – Демократическая партия Иранского Азербайджана) при поддержке советских войск, оккупировавших тогда Северный Иран, подняли мятеж против тегеранских властей.

Пресловутая партия была создана 3 сентября 1945 года, причем создана именно советскими властями. По указанию Сталина этим вопросом непосредственно занимался первый секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Мир Джафар Багиров и нарком внутренних дел Азербайджанской ССР генерал-лейтенант Мир Теймур Якубов. А по линии министерства обороны создание вооруженных формирований в Иранском Азербайджане курировал Николай Булганин, заместитель министра обороны СССР.

Иногда те события именуют бескровным государственным переворотом и называют чуть иные даты начала событий: 17 ноября, 18 ноября… Был ли тот мятеж совсем уж бескровным, вопрос спорный, поскольку каких-либо сторонних и объективных наблюдателей в Иранском Азербайджане в ту пору не случилось, а каждая из заинтересованных сторон озвучивала исключительно те данные, которые устраивали только ее. Так или иначе, с

16 ноября вооруженные формирования пресловутой демократической партии приступили к захвату государственных учреждений и административных зданий по всему Иранскому Азербайджану. Советские войска оказали им всемерную поддержку. Когда же иранское правительство направило войска для подавления мятежа, их остановили советские части, которым приказом начальника Генерального штаба генерала армии Алексея Антонова было предписано не допустить какую-либо попытку иранских властей отправить армию в советскую зону.

Иранский Азербайджан был провозглашен автономной Демократической республикой Азербайджан (ДРА), а 20 – 21 ноября в Тебризе под надежной защитой советских штыков состоялся Азербайджанский народный конгресс, где сформировали Национальный исполнительный комитет нового псевдогосударства. Вскоре столь же стремительно – с 27 ноября по 3 декабря 1945 года – провели и выборы в Милли Меджлис. Назначили министров, в том числе и военного, которым стал генерал Джафар Кавиан Мамед-заде, который, конечно, никаким генералом (да и вообще военным) не был, зато имел большой опыт подрывной работы в качестве агента Коминтерна и советских спецслужб.

Разумеется, обзавелась новая республика и своим министром иностранных дел, потому поначалу казалось, что дело идет к скорому созданию нового государства. В реальности ни о какой независимости Южного Азербайджана речи и не шло: Москва планировала включить Иранский Азербайджан в состав Советского Союза по уже давно и успешно апробированной схеме – точно так же, как ранее в состав СССР были включены Западная Белоруссия, Западная Украина, Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия и Северная Буковина. Так как с конца августа

1941 года Северный Иран был оккупирован советскими войсками, то организация «народного волеизъявления» в Иранском Азербайджане – с последующим «воссоединением с братским народом» уже Советского Азербайджана – полагали лишь делом времени.

План этот зрел в Кремле достаточно давно, самым ярым поборником его реализации был «азербайджанский Сталин» – Мир Джафар Багиров (его порой называли еще «азербайджанским Берией»). Вплотную и всерьез вопросом подготовки присоединения Южного Азербайджана к СССР занялись с 1944 года, что и зафиксировано целым комплексом документов. В частности, в марте 1944 года Совнарком СССР принял решение об отправке туда большой группы политработников из Баку. В августе 1944 года уже Лаврентий Берия представил доклад, в котором обозначил желательность установления советского контроля над нефтяными месторождениями Ирана. Поскольку же правительство шаха вовсе не горело желанием отдать нефть Советам, Кремль решил раздуть очаги перманентно тлеющих курдского и азербайджанского вопросов. В феврале 1945 года секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гасан Гасанов, руководивший миссией советских парт- и политработников в Иранском Азербайджане, доложил по инстанции: в Южном Азербайджане сепаратистские настроения распространены столь широко, что там очень легко можно поднять восстание, присоединив затем его к Азербайджанской ССР, поставив Вашингтон и Лондон перед свершившимся фактом.

Подготовка спецоперации перешла в практическую плоскость после разгрома Германии. 10 июня 1945 года Сталин подписал секретное постановление СНК СССР «Об организации советских промышленных объектов на севере Ирана». 21 июня было оформлено постановление уже Государственного комитета обороны СССР «О геолого-разведывательных работах на севере Ирана в связи с нефтью», а 6 июля 1945 года, – как утверждает видный азербайджанский историк Джамиль Гасанлы, – Политбюро ЦК ВКП(б) приняло секретное постановление с характерным наименованием: «О мерах по организации сепаратистского движения в Южном Азербайджане и в других северных областях Ирана». А для непосредственного руководства сепаратистским движением в Иранском Азербайджане предлагалось создать Азербайджанскую демократическую партию. Под реализацию проекта выделили крупную сумму в иранских риалах, эквивалентную одному миллиону рублей…

Партию создали 3 сентября 1945 года, 8 октября 1945 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление, определившее порядок дальнейших действий в Иранском Азербайджане. В частности, соответствующим органам было дано задание выделить оперативных работников для физического устранения противников движения за автономию. Органы откомандировали в Иран 80 наиболее опытных «специалистов» соответствующего профиля…

В общем, красивый был план, да и реализация его поначалу шла успешно. Вдобавок аналогичную операцию по той же схеме провели и в иранском Курдистане, где под прикрытием советских войск 22 января 1946 года было провозглашено создание «Курдской Народной Республики». Финальная фаза спецоперации, по всей видимости, была запланирована на март 1946 года: как раз 2 марта 1946 года британцы приступили к выводу своих войск из Ирана, американские же войска покинули Иран еще до начала 1946 года. 2 марта истекал и срок пребывания в Иране советских войск, но вместо их вывода последовало обратное: в Тебриз из СССР стали перебрасываться новые советские части…

Но в конечном счете так ничего и не получилось: 21 марта 1946 года Трумэн вызвал в Белый Дом советского посла, предъявив ультиматум, о содержании которого можно лишь догадываться, поскольку материалы той беседы все еще засекречены. Но в мае 1946 года советские войска покинули Иран. В канун их вывода Багиров позвонил Сталину, сказав тому, что после ухода советских войск ДРА рухнет. На что получил ответ: мы не можем сопротивляться всему миру… В начале декабря 1946 года иранские войска вошли в Тебриз, «ополченцы» разбежались, не оказав никакого сопротивления, вожди марионеточной республики укрылись в Баку…

сталин История

MichaelGeosharov

17 апр 2019 в 14:09

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев