Искусство в “цифре” за криптовалюту. Покупаем?
С 23 по 25 июня в Нижнем Новгороде в рамках конференции "Цифровая индустрия промышленной России" прошла первая выставка-ярмарка крипто искусства в России. Говорят, что она была самой крупной в Восточной Европе. На ней свои работы представили цифровые художники, а покупки совершались в криптовалюте.
Современные технологии перевернули мир традиционного искусства. Теперь, чтобы написать картину или изваять скульптуру не требуется создавать их материальный образ. Все этапы можно пройти в “цифре” - а результатом станет цифровой продукт. Использование технологий значительно упрощает процесс работы над произведением, но все так же требует таланта и широкого набора навыков. Поэтому цифровых деятелей искусства назвать читерами - язык не поворачивается.
Но не только в упрощении процесса производства культурного продукта тут дело. Цифровое искусство стоит гораздо ближе к современному потребителю, чем традиционное. Для того, чтобы увидеть самые известные картины в оригинале, человеку нужно посещать музеи и галереи, разбросанные на разных континентах, платить за вход, стоять в очередях, а главное иметь ограниченное время на просмотр шедевров. Этот мимолетный контакт очень далек от истинного наслаждения искусством.
“Цифра” смела все границы. Современные художники не отделены во времени и в пространстве от своих произведений и от своей аудитории. Контакт не прекращается даже тогда, когда пользователь не в сети. Ведь цифровое искусство можно скачать на свое устройство и наслаждаться им в любой точке мира. В этом долгое время была проблема для авторов.
Но этой весной произошел бум новой технологии NFT. Она позволила крипто художникам продавать права на свои произведения. Теперь каждый может стать коллекционером диджитал-арта, как если бы он покупал физические полотна. Нужны только деньги, и место на вашем компьютере. Бум сделок произошел в начале года. Уже в марте на аукционе Christie’s американский художник Beeple продал свою картину за $69 млн, став одним из трех самых дорогих художников мира из ныне живущих.
На прошедшей Нижегородской диджитал-ярмарке российские художники получили более скромные суммы. За три дня из 100 работ было продано всего 10 на сумму в 15 эфиров (ethereum). В пересчете на привычные деньги - около $30 тыс.
Александр Астерр продал на выставке свою работу Artransform за 2,5 эфира (350 тыс. рублей). Вот что он говорит о соотношении традиционного и цифрового искусства:
"Они (ред. представители современного искусства) нехотя идут на контакт с цифровым искусством, хотя за ним определенно будущее. Я думаю, причина в здоровом консерватизме: они не понимают, как это работает, как это правильно использовать и как на этом зарабатывать. Я рассуждал об этом в своей работе в духе молодежного арт-протеста с месседжем: хотите вы или нет, но вы все равно там окажетесь".
А как вы думаете, за каким видом искусства будущее? И почему?
Фрида Кало "Всего лишь несколько царапин"
Однажды Фрида Кало прочитала в газете новость о преступнике. Он...
Реальная история Ван Гога
Ван Гог занялся живописью уже в довольно зрелом возрасте и...
30 июн 2021 в 8:36