История бизнеса и промышленности.Часть II

История бизнеса и промышленности.Часть II

БАНКОВСКИЕ РИСКИ И БАНКРОТСТВА.

Деятельность средневековых банкиров была сопряжена с огромным риском (что отражалось в высоких процентных ставках), особенно возраставшим в тех случаях, когда приходилось выдавать ссуды королям. Были и другие риски. В результате паники начала 14 в., незадолго до возвышения Медичи, крах потерпели богатейшие итальянские банкирские семьи Перуцци, Маччи, Скали, Фрескобальди. В 1455 обанкротился известный французский банкир Жак Кер (1395–1456). В 17 в. наступили трудные времена для Фуггеров из Аугсбурга, которые занимались бизнесом по всей Европе и одно время считались самой богатой европейской семьей.

УПАДОК ИТАЛИИ.

Ослабление Италии началось с открытием новых торговых путей и Нового света. Центр мировой торговли переместился из Средиземноморья на побережье Атлантики. В Европе центр деловой активности медленно смещался на север: непродолжительное время он находился в Аугсбурге, цитадели, стоявшей на торговом пути из Венеции на север, а затем, ок. 1500, окончательно переместился в Антверпен – новый центр фламандского суконного производства.

ВОЗВЫШЕНИЕ ГОЛЛАНДИИ И АНГЛИИ.

Около 1600 Амстердам, уже бывший центром интенсивной голландской торговли, превратился в деловую столицу мира. На его бирже велась торговля финансовыми активами большинства стран Запада. После 1550 началось стремительное развитие английской экономики, и к 1650 Англия уже начала угрожать господству голландцев.

АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ.

В процессе формирования своих предпринимательских организаций голландцы и англичане многое позаимствовали у итальянцев. Новые промышленно-торговые державы внесли и свой собственный весомый вклад в развитие предпринимательства: они создали регулируемую торговую компанию и акционерную компанию, которая является непосредственным предшественником современной корпорации. Суть регулируемой компании состоит в том, что каждый из ее участников ведет свою собственную торговлю через централизованно управляемое предприятие. В акционерной компании каждый из совладельцев вкладывает в общий капитал предприятия свою долю и участвует в распределении прибылей и убытков пропорционально вложенному капиталу. Иными словами, в отличие от акционерной компании, регулируемая компания не имела общего капитала. Среди финансовых активов, покупавшихся и продававшихся на Амстердамской бирже, были и акции акционерных компаний.

Хотя регулируемые акционерные компании были известны со времен Средневековья, когда они существовали в виде Ганзейского союза, компании купцов, итальянских судостроительных компаний и горнодобывающих компаний Южной Германии, голландцы и англичане первыми начали систематически учреждать такие компании, особенно акционерные. Среди первых акционерных компаний были Московитская компания (Muscovy Company) и Африканская компания (Africa Company), учрежденные в 1555, однако обе они не достигли успеха, и вскоре Московитская компания была преобразована в регулируемую компанию.

ОСТ-ИНДСКИЕ КОМПАНИИ.

Самыми знаменитыми среди торговых акционерных компаний были английская Ост-Индская компания (учреждена в 1600) и голландская Ост-Индская компания (учреждена в 1602). Последнюю принято считать первой акционерной компанией в современном смысле, так как она была основана не как разовое предприятие, а как более или менее постоянная организация. Хотя первоначально ей выдали чартер (разрешение властей на создание и функционирование компании) только на 21 год, срок действия этого документа постоянно продлевался в течение почти двух столетий. Кроме того, она с самого начала имела уставной капитал, тогда как у английской Ост-Индской компании он появился лишь в 1657.

Голландская компания обычно ассоциируется с развитием Амстердамской биржи. Становление Лондонской фондовой биржи принято связывать с голландскими финансистами, которые сопровождали Вильгельма и Марию, возвратившихся в Англию после Славной революции 1688. Нью-Йоркская фондовая биржа возникла в 1792: группа предпринимателей собралась под платаном на Уолл-стрит и договорилась открыть частное заведение (кафе «Тонтин»), в котором они могли бы встречаться и совершать сделки с ценными бумагами.

Наделенные, в соответствии с чартерами, огромными привилегиями, Ост-Индские компании были настоящими государствами в государствах. Они чеканили собственные деньги и принимали законы, содержали армию и флот, объявляли войны и подписывали мирные договоры. Голландская компания посылала свои корабли на Яву и в Японию и владела большей частью Океании. Английская компания много лет управляла Индией по своему усмотрению. В период с 1683 по 1692 английская компания выплатила своим владельцам 400% прибыли на вложенный капитал. За время существования голландской империи, на протяжении почти 200 лет, ее Ост-Индская компания, сотрудничая с Амстердамским банком и Амстердамской биржей, получала в среднем 16% прибыли в год на вложенный капитал.

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Голландская Ост-Индская компания и другие подобные ей компании ознаменовали собой эпоху расцвета «оседлого» купечества. После 1760 на волне промышленной революции в производстве начали применяться машины, паровые двигатели и тяжелое оборудование, и производство потеснило торговлю. Новая группа людей – промышленников, или промышленных капиталистов – пришла на смену торговцам, став доминирующей силой в деловых кругах. Однако, в отличие от торговых предприятий, первоначально развитие промышленности происходило на крайне ограниченной территории, в Западной Европе и в Северной Америке.

ОТ МЕЛКИХ КАПИТАЛИСТОВ К КРУПНЫМ.

Самыми знаменитыми промышленниками того времени были некогда мелкие капиталисты, сумевшие наладить крупное производство. Некоторые из этих людей, как принято говорить, «сделали себя сами». Р.Аркрайт (Richard Arkwright, 1732–1792) работал парикмахером, а потом превратился в крупного производителя текстиля; сталелитейный магнат Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie, 1835–1919) был иммигрантом и начинал как подсобный рабочий на хлопчатобумажной фабрике; автомобильному магнату Генри Форду (Henry Ford, 1863–1947) в юности пришлось работать поденщиком на фермах. Тем не менее самостоятельно добившиеся богатства и славы люди были скорее исключением, нежели правилом. Джосайя Уэджвуд(Josiah Wedgwood, 1730–1795) происходил из семьи, насчитывавшей четыре поколения гончаров; Мэтью Боултон (Matthew Boulton, 1728–1809) способствовал внедрению в промышленность парового двигателя Джеймса Уатта и унаследовал процветающую фирму; в наследство немецкому производителю военного снаряжения Альфреду Круппу (Alfred Krupp, 1812–1887) достался небольшой чугунолитейный завод.

ПРОИЗВОДСТВО ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ.

Главной задачей промышленника является расширение производства. Когда индустриальное общество только начинает формироваться или когда отрасль является совсем новой, промышленник легко наращивает объем производства и сбывает свою продукцию на рынке. Ко второй половине 18 в. на предприятиях отдельных промышленников уже стояли машины и оборудование, с помощью которых велось массовое производство потребительских товаров – текстиля, фарфора и мелких дешевых изделий. Тяжелое промышленное оборудование и приборы по-прежнему собирались вручную и производились исключительно на заказ. Массового производства товаров промышленного назначения не существовало до тех пор, пока не появились сложные станки, позволившие наладить производство взаимозаменяемых деталей и компонентов.

В конце 18 в. эксперименты с взаимозаменяемыми деталями проводили французы, однако их попытки не увенчались успехом и были быстро прекращены. Тем не менее вскоре американские предприниматели, возглавляемые Э.Уитни (Eli Whitney, 1765–1825) и другими производителями оружия из штата Коннектикут, начали работать над взаимозаменяемостью деталей. Их успехи оказались столь велики, что к 1850 процесс массового производства изделий с взаимозаменяемыми деталями во всем мире стали называть «американской системой». К тому времени оружие, часы, сельскохозяйственное оборудование и многие другие изделия из металла уже изготавливались по принципу заменяемости отдельных частей и компонентов. Пришедшееся на тот же период строительство железных дорог не только расширило рынки сбыта, но и создало спрос на тяжелое оборудование, что, в свою очередь, ускорило развитие массового производства.

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Промышленная революция характеризовалась стремительными технологическими переменами, начавшимися в Англии. Тем не менее большинство отраслей английской промышленности, за исключением хлопчатобумажного производства и черной металлургии, продолжало развиваться относительно скромными темпами. К этому периоду относятся и организационные новшества, включая переход к фабричной системе. Однако растущее применение машин в первые годы промышленной революции далеко не всегда приводило к превращению предприятий в фабрики. В то время как некоторые заводы строились для того, чтобы воспользоваться преимуществом сокращения издержек в результате применения крупных машин (например, парового двигателя), подавляющая часть текстильного оборудования поначалу разрабатывалась так, чтобы его можно было использовать на дому или в небольших цехах в рамках давальческой системы производства. Более того, даже использование пара в промышленном производстве в те годы было весьма ограничено.

С распространением фабричного производства новые фабрики чаще всего появлялись в отраслях, где они существовали и ранее. С начала 1800-х годов в промышленности преобладали мелкие и средние производители. На протяжении почти всего 19 в. в рамках одной отрасли успешно сосуществовали и взаимодействовали давальческие системы, ремесленное и мануфактурное производство и протофабрики.

В хлопчатобумажной промышленности, например, капиталисты были более склонны применять давальческую систему, однако кустарям нередко удавалось сохранять свою независимость. Надомная работа с давальческим сырьем с одинаковым успехом делалась как для фабрик, так и для независимых подрядчиков. В конечном счете технологические изменения и возросшая конкуренция интенсифицировали все эти формы организации производства.

Черная металлургия, подобно добыче полезных ископаемых, отличалась высокой территориальной концентрацией. Как и хлопчатобумажная промышленность, она характеризовалась наличием нескольких крупных доминирующих фирм и множества мелких предприятий. В 1810 в одной шотландской компании работало 2000 человек, но среднее число рабочих на предприятиях черной металлургии не превышало 20. По мере технологического прогресса средний размер фирм увеличивался. В середине 1860-х годов численность рабочих одной компании из Южного Уэльса составляла 6000 человек.

РАЗВИТИЕ МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Одной из главных причин увеличения средней численности занятых на предприятиях было массовое производство. Например, уже в 1853 компания «Нью-Йоркская центральная железная дорога» («New York Central Railroad») имела 2500 акционеров, а в железнодорожной компании «Делавэр и Гудзон» («Delaware and Hudson») работало 4200 человек. К концу 19 в. компании некоторых производителей достигли размеров, которые были громадными по сравнению с началом столетия. В 18 в. на фабрике Боултона насчитывалось 1000 рабочих, а на предприятии Аркрайта работало 300 человек. В 1899 средняя численность занятых в американских промышленных фирмах составляла всего 22 человека, однако в компании «Карнеги стил» («Carnegie Steel») трудилось 40 тыс. человек. Спустя 50 лет компания «Дженерал моторз» («General Motors») сообщила, что на нее работают более 600 тыс. человек.







Источник:https://www.krugosvet.ru

бизнес промышленность

seregenka79

10 апр 2019 в 22:38

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев