История бизнеса и промышленности.Часть III

История бизнеса и промышленности.Часть III

СОБСТВЕННИК-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.

До 1900 года опытные предприниматели, обладающие пониманием внутренней и внешней деятельности фирмы, располагающие постоянным административно-управленческим штатом и вспомогательными службами, были редкостью. Типичными промышленниками того периода являлись люди, которые мало беспокоились о том, что не касалось непосредственно их бизнеса. Очень немногие из них проводили четкую политику в отношении рабочих, да и та, как правило, носила ярко выраженный патерналистский характер.

НЕДОСТАТКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РАННЕГО ПЕРИОДА.

Несмотря на впечатляющий рост предпринимательства, долгосрочная политика развития предприятий часто отсутствовала. Промышленники продолжали специализироваться лишь на тех деловых операциях, которые они хорошо знали, и избегали диверсификации. Кроме того, они не разрабатывали сами и не стремились воспользоваться преимуществами уже разработанных другими новых инструментов и методов управления, маркетинга и финансов. Тем временем государство на протяжении всего 19 в. проводило постепенную либерализацию хозяйственного законодательства. В начале столетия выдача грамоты о присвоении статуса корпорации и разрешения на ведение операций предполагала установление особых отношений с государством; такие грамоты и разрешения имели транспортные организации общего пользования, например компании по строительству и эксплуатации дорог и каналов. В конце 19 в. суды рассматривали корпорацию как всего лишь одну из форм предпринимательской организации, дающую преимущества в привлечении капитала. Законодатели расширили понятие ограниченной ответственности и приняли общие законы о корпорациях, разрешившие учреждение корпораций без принятия каких-либо дополнительных специальных законодательных актов.

Капитал промышленников раннего периода формировался самыми разными путями. Вначале большинство предпринимателей опиралось на финансовые ресурсы родственников. После учреждения компании капитал начинал увеличиваться за счет нераспределенной прибыли. Несмотря на то, что предприятия вырастали до громадных размеров, во многих случаях они еще долгое время оставались в собственности отдельных промышленников или товариществ. Это значило, что предпринимательские организации часто оказывались в затруднительном положении и становились крайне неповоротливыми. (Одно время компания Карнеги принадлежала 40 совладельцам.) Кроме того, владельцы предприятий стремились управлять ими единолично и избегали коллективного управления. Заметного прогресса в маркетинге также не наблюдалось. Конечно, время от времени предприниматели, подобные Уэджвуду и Боултону, ездили по стране с рекламными кампаниями новых продуктов. Однако, хотя они и отличались умением «прощупывать» новые рынки, их способность работать на рынке, где преобладающее значение имел спрос, обусловленный необходимостью замещения выбывших предметов, была существенно ниже. Даже в США, где система продвижения товара и рекламы достигла наиболее полного развития, в 1860 насчитывалось всего ок. 1000 коммивояжеров, первая специально спланированная общенациональная рекламная кампания прошла в 1899, а первая книга по рекламе была издана в 1913. Конкурентная борьба между предпринимателями раннего периода носила преимущественно ценовой характер, что удерживало цены от резкого подъема в высокой фазе цикла деловой активности. Вместе с тем подобная практика могла приводить к разрушительным последствиям в низкой фазе цикла: результатом обусловленного конкуренцией снижения цен часто становились массовые банкротства и резкое ухудшение положения тех, кто сумел удержаться на плаву.

ФИНАНСОВАЯ СЛАБОСТЬ.

В области финансов слабости предпринимателей раннего периода проявлялись еще заметнее, чем в управлении и маркетинге. Капиталисты вкладывали средства преимущественно в основной капитал, пренебрегая оборотным. В результате у них не оказывалось достаточных финансовых резервов для преодоления трудностей в периоды экономического спада. Даже крупнейшие промышленники время от времени испытывали отчаянную нужду в наличных деньгах. Кроме того, большинство предпринимателей пользовалось системой бухгалтерского учета, почти не изменившейся по сравнению с изобретенной ок. 400 лет назад в Италии. На некоторых фирмах практиковалась система учета затрат, разработанная вскоре после окончания Гражданской войны, однако передовые методы начали внедряться не ранее 20 в. Первый финансовый ревизор на американском промышленном предприятии появился лишь в 1892, а теория и практика учета затрат получили широкое распространение не ранее 1910.

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ.

Слабости и недостатки предпринимательской структуры не остались незамеченными. Постепенно методы ведения дел улучшались. Тремя главными причинами такой эволюции были следующие: общий процесс экономического роста, следствием которого стало укрупнение предприятий; действия самих предпринимателей, направленные на решение проблем ценовой конкуренции и преодоление слабой финансовой политики; изменения в экономической и социальной институциональной системе, такие как рост профсоюзного движения и усиление роли государства, которые поставили перед предпринимателями целый ряд новых проблем.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

В последней четверти 19 в. потребности американской промышленности в капитале переросли возможности отдельных предпринимателей-собственников. Эти потребности могли быть удовлетворены только финансовыми капиталистами, подобными Дж.П.Моргану (J.P.Morgan). Двумя важнейшими следствиями вовлечения финансистов в промышленное производство стали консолидация бизнеса и появление профессионального менеджмента. В период между 1895 и 1904 более 1800 промышленных фирм утратили независимость и слились с бывшими конкурентами. После волны слияний на 30% всех фирм стало приходиться свыше 70% рынка. Тенденция к укрупнению была обусловлена тремя причинами. Во-первых, появились капиталоемкие технологии массового производства, в результате чего доля постоянных затрат в общей стоимости продукции возросла. Во-вторых, в период после 1887 происходило стремительное развитие большого числа отраслей, использующих эти технологии. В-третьих, непосредственной причиной всплеска слияний и поглощений стала депрессия 1890-х годов. За первой волной консолидации последовали, с интервалом в тридцать лет, еще три: в 1920-х, 1950-х и 1980-х годах. Тем не менее консолидацию не следует считать одной из неизбежных сторон процесса развития крупномасштабного промышленного производства.





СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В США.

Пионерами процесса слияний и поглощений в США были Дж.Рокфеллер (John D.Rockefeller, 1839–1937) с партнерами по компании «Стандард ойл» («Standard Oil») и Дж.П.Морган (1837–1913) вместе с другими инвестиционными банкирами. В 1879 «Стандарт ойл» создала первый из многочисленных американских трестов, а в 1899 «Стандард ойл Нью-Джерси» стала одной из первых американских промышленных холдинговых компаний. Дж.П.Морган, который прежде принимал участие в нескольких крупных слияниях железнодорожных компаний, проявил интерес к промышленности в 1890-х годах; в 1901 его банковская фирма сыграла главную роль в формировании «Юнайтед Стайтс стил корпорейшн» («United States Steel Corporation»), вероятно, первой в истории компании с миллиардными активами.

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ.

Консолидация промышленного производства в других центрах деловой активности происходила по-другому. Наибольшей популярностью слияния и холдинговые компании пользовались в Великобритании. Первая холдинговая компания и первый международный картель «Динамитный трест Нобеля» («Nobel Dynamite Trust») сформировался в 1886. Компания «Дж.&П. Коатс» («J.&P. Coats») в конце 1890-х годов стала фактическим монополистом в производстве ниток. Своего пика волна слияний и поглощений в Великобритании достигла в 1920-х годах: в это время появились такие колоссы, как «Империал кемиклз» («Imperial Chemicals») (1926) и «Юнилевер» («Unilever») (1929). В отличие от США и Великобритании, в Германии государство с одобрением относилось к картелям, которые начали появляться в этой стране после индустриализации 1870-х годов. В 1920 под эгидой коммерческих банков, которые всегда пользовались влиянием в немецких деловых кругах, сформировался целый ряд холдинговых компаний, включая «И.Г.Фарбен» («I.G.Farben») (1925) и «Ферайнигте штальверке» («Vereinigte Stahlwerke») (1926).

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Новаторы типа Рокфеллера и Моргана первыми перешли на новые финансовые и управленческие методы, хотя всю подготовительную работу по их разработке еще на начальном этапе промышленной революции проделали французы. О Рокфеллере говорили, что он – прирожденный бухгалтер; никто не оспаривает того факта, что в учете затрат он был гением. Кроме того, он имел склонность к коллективному управлению, поэтому почти с самого начала в компании «Стандард ойл» существовал комитет, ответственный за принятие важных решений. Морган, капиталовложения которого были необычайно диверсифицированы, в значительной мере полагался на менеджеров и, в частности, на управляющего «Ю.С.Стил» Э.Гэри (Elbert H.Gary).

В конце 19 – начале 20 вв. фирмы, применявшие в производстве товаров для национального и международного рынков высокопроизводительные энергоемкие технологии, как правило, вкладывали средства в профессиональный менеджмент, хотя существовали и другие способы достижения экономии, на масштабах производства и объеме рынка. Высшие менеджеры подбирали и готовили людей для управления крупными заводами и трудовыми ресурсами, координации производства и сбыта и планирования будущего. От менеджеров ожидали четкого изложения целей компании в форме определенной стратегии. Стратегия, в свою очередь, определяла структуру компании. Взаимосвязь стратегии и организационной структуры позволяла менеджерам решать, какими именно видами деятельности фирма будет заниматься самостоятельно, т.е. определять степень вертикальной интеграции. С возрастанием объема и диверсификации собственной деятельности фирм и заменой «невидимой руки» рынка на управленческую координацию фирмы становились значительно крупнее.

РЕАКЦИЯ ГОСУДАРСТВА НА «БОЛЬШОЙ БИЗНЕС».

До 1880-х годов контроль федерального правительства США над текущей экономической деятельностью частных предпринимателей был минимален. Антитрестовских законов, федерального подоходного налога и зарегистрированных на федеральном уровне корпораций не существовало. В начале 1880-х годов федеральная власть проявляла себя государственным субсидированием некоторых отраслей, в частности, железных дорог; установлением в целом высоких таможенных тарифов и реорганизацией американского банковского бизнеса в национальную банковскую систему. Тем не менее у Вашингтона по-прежнему не было ни опыта, ни возможности, ни желания вмешиваться в повседневные дела предпринимателей. С 1880-х годов положение начало меняться. Полномочия по регулированию, принадлежавшие органам власти штатов и местным органам власти, медленно, но верно переходили на федеральный уровень. Первым шагом в этом процессе стало создание в 1887 Комиссии по межштатному транспорту и торговле, призванной регулировать деятельность железнодорожных компаний. Три года спустя Конгресс принял антитрестовский закон Шермана. Вскоре после этого на основании Закона о продуктах питания и лекарствах был организован федеральный надзор за качеством этой продукции, а в 1913 принят закон о Федеральной резервной системе, предусматривавший создание органа регулирования американских банков.






Источник:https://www.krugosvet.ru




бизнес промышленность

seregenka79

10 апр 2019 в 22:39

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев