История о том, как картина художника стала предметом судебного дела

История о том, как картина художника стала предметом судебного дела

Полотно Н.К. Пимоненко. «До дома».



Имя известного украинского художника Николая Пимоненко в наше время забыто широкой публикой. Сейчас уже не многие вспомнят его известные шуточные и сентиментально-лирические сюжеты из жизни дореволюционного украинского села, публикуемые на станицах журналов, календарях и открытках в советскую эпоху. А было время, когда массовое тиражирование работ живописца принесло художнику мировую славу... и скандальную, в том числе.
Популярность творчества художника была достаточно велика в дореволюционной России. Большими тиражами расходились открытки с репродукциями полотен о самобытной жизни украинского села.
Особым вниманием пользовались незамысловатые, сентиментальные и шуточные сценки из жизни простого народа. И именно одна из таких работ получила скандальную славу и чуть не стоила художнику членства в Товариществе передвижников.

Это была картина "До дома", вернее ее репродукция, волею случая и без ведома художника, попавшая на этикетки водочной продукции торговой марки "Шустов и сыновья".

Дело обстояло так. Злополучная открытка как-то попала в поле зрения московского водочного фабриканта Николая Шустова, который как раз был в поисках дизайна этикетки для бутылок новой водки "Спотыкач". Занимательная сценка, где горький пьяница еле идет до своего дома, а там уже поджидает жена с палкой и пес, сидящий на завалинке,сподвигла Шустова на решение своей проблемы. И он, не задумываясь, использовал этот сюжет для новой этикетки.
А сам автор Николай Пимоненко вскоре получит нелицеприятное письмо из Москвы от его коллег-художников из Общества передвижников: "Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! — писали "передвижники". — Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины "До дома" Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв "Спотыкачъ" дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной..."

История о том, как картина художника стала предметом судебного дела

«Спотыкач»./Н.Л.Шустов.



И нужно отметить, что Николай Шустов уже по тем временам был крупным российским предпринимателем, владельцем крупнейшей компании по производству алкогольной продукции в царской России конца XIX века, а еще был известен оригинальной и весьма агрессивной рекламной кампанией, которая позволила ему быстро выделиться из общей массы таких же предпринимателей.
Получив обвинительное письмо, Николай Пимоненко незамедлительно отправился из Киева в Москву. При встрече предприимчивый Шустов клялся: никакой картины "Домой" он в глаза не видывал, о художнике Пимоненко никогда не слыхивал, так как на выставки отроду не ходил. Ему всего-то навсего просто понравилась открытка: а таких по всем книжным лавкам полно. Ну а коль объявился сам автор, то он готов заплатить сколько надо. Однако Пимоненко денег не взял, а подал на фабриканта жалобу в суд, который и вынес вердикт — Шустов должен покрыть расходы по делу, уничтожить этикетку и изъять из продажи в магазинах все бутылки "Спотыкача".



В статье использованы материалы с сайта https://kulturologia.ru


исторические факты пимоненко

seregenka79

25 фев 2019 в 10:01

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев