История праздника 1 мая

Первое мая – один из самых отмечаемых праздников в мире, который известен сразу под несколькими названиями – День международной солидарности трудящихся, День Весны и Труда и т.д. В более чем 50 странах он официально объявлен государственным и является нерабочим днем. Где-то в этот праздник люди собираются под знамена профсоюзов, а где-то – это просто еще один выходной.

1 мая языческий праздник

1 Мая известен большинству граждан, как праздник коммунистической эпохи, переживший политические изменения и оставшийся в календаре красным днем. Однако своими корнями он уходит в далекое прошлое. Для древних римлян это был день торжественного жертвоприношения в честь богини Майи – покровительницы земли и плодородия, старшей из Плеяд, дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Вместе с сестрами она жила в Аркадии, где ее встретил и полюбил Зевс. От него она родила сына Гермеса. Чтобы избавить от преследований Геры, Зевс взял Майю на небо вместе с остальными шестью сестрами, превратив их в созвездие. Именно именем этой богини и назван последний весенний месяц, он же – первый месяц посевных работ. В Древнем Риме было принято утром выходить из города и идти в поле или лес; музыка и пляски сопровождали шествие. Наломав зеленых ветвей, жители возвращались в город, украшали ими ворота и дома и устраивали пиры с плясками, которые, кстати, нередко заканчивались оргиями. Даже император Тиверий пытался запретить эти торжества, однако празднования вскоре стали народной традицией. С распространением христианства в эпоху раннего Средневековья в Европе этот праздник приобрел двойственный характер. С одной стороны, представители Церкви пытались избавить общество от языческих «пережитков» и свести этот день к простым гуляниям и праздничному весеннему отдыху на природе. Но языческая сущность праздника не исчезла.

Ночь на 1 мая продолжала считаться благоприятной для ритуальных церемоний и жертвоприношений, в том числе человеческих. Именно в те времена сложилось народное поверье, что первомайская ночь – это праздник ведьм, которые слетались на метлах и козлах на гору Брокен в Германии, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.

1 мая Вальпургиева ночь

Вальпургиевой ночь стала несколько позже. Это название связано с именем Святой Вальпургии Уимбурнской, английской монахиней, приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Столетие после смерти при ремонтных работах в монастыре ее могила была нарушена, и ночью – как раз на 1 мая – рабочим явилась ее грозная тень. Позже поклонение ей в Германии стало обрастать оккультными чертами, а имя и день ее памяти оказались связаны с упомянутой легендой о нечистой силе. В частности Гете подробно рассказывает о Вальпургиевой ночи в «Фаусте» (в переводе Б. Пастернака):

На Брокен ведьмы тянут в ряд.
Овес взошел, ячмень не сжат.
Там Уриан, князь мракобесья,
Красуется у поднебесья.
По воздуху летит отряд,
Козлы и всадницы смердят...


От германцев первомайские празднования примерно с XIII века проникли и к восточным славянам, соединившись с местными языческими обычаями. Поляки, словаки, чехи встречали маем весну и прогоняли из селений марену (смерть природы); на Руси первомайские гулянья стали устраиваться во времена Петра I, увидевший их впервые в немецкой слободе в Москве и которому они очень понравились. Так, в «Путеводителе по Москве и ее окрестностям» за 1872 год в рассказе о Сокольниках отмечено: «До Петра Великого охота была любимейшим занятием царей, но Петр, не любивший ее, отменил ее при дворе. С этих пор Сокольники перестали быть местом царской охоты и сделались любимым местом загородных прогулок москвичей. В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва». В средневековой Европе на 30 апреля приходился и конец административного года. В этот день веселье шло полным ходом: крестьяне проводили ежегодный сбор общины, на котором выбирали нового старейшину и выгоняли на выпас скот. Тогда же появился обычай зажигать майские костры, собрания вокруг которых сопровождались пальбой, звоном бубенцов, криками и шумом.

1 мая День солидарности трудящихся

Первомай в современной форме с политическим уклоном возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня.

Уровень жизни рабочих и условия труда тогда, в эпоху индустриализации, были очень тяжелыми, рабочий день длился по 10-14 часов и больше. Неудивительно, что рабочий класс добивался изменений. Сначала с требованием о сокращении рабочего дня выступили рабочие Австралии 21 апреля 1856 года. По их примеру 1 мая 1886 года анархические организации США и Канады, а также Американская Федерация труда и другие защитники прав рабочих организовали митинги и демонстрации, а также объявили общенациональную забастовку. Наиболее радикальный характер она приняла в Чикаго.

Демонстрации продолжались несколько дней и закончились стычками с полицией. 4 мая на митинге протеста в Хэймаркете террорист бросил бомбу в полицейских, которые ответили стрельбой по толпе. Шестьдесят офицеров полиции получили ранения, восемь погибли, точное число погибших рабочих определено не было.

Полиция арестовала сотни горожан, по обвинению в организации взрыва восемь рабочих-анархистов были приговорены к повешению. Троим из них смерть заменили приговором к 15 годам каторги, но четверо все-таки, несмотря на протесты международной общественности, были казнены». Их похороны вновь превратились в массовую демонстрацию. Они вошли в историю рабочего движения как «чикагские мученики». Но днем их памяти соратники назначили не день казни, и не день трагического столкновения, а именно 1 мая. В декабре 1888 года в Сент-Луисе съезд Американской Федерации Труда объявил 1 мая днем общенационального выступления за права рабочих.

Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889 года) по предложению французского делегата Раймона Лавиня в знак солидарности с чикагскими рабочими объявил 1 мая 1890 года Днем солидарности рабочих всего мира и принял решение о проведении в этот день ежегодных рабочих демонстраций.

Данное событие было немедленно подхвачено революционно-социалистическими движениями во всех европейских странах. 1 мая 1890 года праздник был впервые проведен в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Франции и Швеции. В Великобритании он прошел 4 мая. Основным лозунгом манифестаций было требование восьмичасового рабочего дня.

Празднование в России

В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка – собрание революционно настроенных рабочих за городом, получившая свое название от традиционных маевок-пикников.

Официальным же праздником Первомай стал только после Октябрьской революции 1917 года. В 1918 году он был закреплен в Кодексе законов о труде и получил название День Интернационала. В послевоенное время первомайские демонстрации изменили смысловую нагрузку: в 1970 году Основы законодательства СССР о труде закрепили за праздником новое название – Дни международной солидарности трудящихся.

Первомайский праздник был одним из самых любимых в Советском Союзе, потому что это была весна, было тепло, и люди отдыхали. Людей раздражали обязательные собрания и демонстрации, лозунги, которые нужно было нести, и они все это компенсировали доступными развлечениями, например, приемом 200 грамм чего-нибудь увеселительного по ходу движения – во дворе или скверике. Для этого заранее заготавливались бутерброды, тут на помощь трудящимся приходил плавленый сырок. В 1997 году праздник деполитизировался и стал Днем весны и труда. Хотя кто знает, может со временем этот день вернет себе первоначальный смысл борьбы трудящихся за свои права. Ведь мы все работаем, и у нас есть права, которые нужно отстаивать.

праздники История

Mary_Ivanova

1 мая 2019 в 12:07

Похожие материалы
Комментарии (1)
anna_pavlenko

3 мая 2019 в 1:23

Праздник хороший на самом деле. Жаль ассоциируется у многих с плохим