Как работает та самая "невидимая рука рынка"?

Как работает та самая "невидимая рука рынка"?

«Невидимая рука» — это метафора для закона спроса и предложения, объясняющая, каким образом взаимодействие этих факторов служит выгоде всего общества. 

Самое простое объяснение таково: людей, действующих исходя из личной выгоды, нельзя считать плохими. В условиях свободного рынка объединенные усилия всех тех, кто преследует собственные интересы, в итоге выгодны обществу в целом и обогащают всех и каждого.

В своем шедевре «Богатство народов» (1776) Смит использует выражение «невидимая рука» всего три раза, однако следующий отрывок подчеркивает его важность:

Каждый отдельный человек... не имеет в виду содействовать обществен- ной пользе и не сознает, насколько он содействует ей... Направляя эту промышленность таким образом, чтобы ее продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это. Мне ни разу не приходилось слышать, чтобы много хорошего было сотворено теми, кто делал вид, что он ведет торговлю ради блага общества. Эта концепция объясняет, почему свободный рынок сыграл столь значительную роль в развитии сложных современных сообществ.

Возьмем изобретателя по имени Томас, который придумал новый тип лампочки — более экономной, долговечной и яркой, чем прочие. Томас сделал это, руководствуясь личной выгодой — в надежде стать богатым и, возможно, знаменитым. Побочный продукт будет полезен всему обществу: появятся рабочие места для изготовителей лампочек; жизнь тех, кто их купит, улучшится; жилые помещения станут светлее. Если бы лампочки не пользовались спросом, Томасу никто не заплатил бы, то есть невидимая рука, по сути, отвесила бы ему оплеуху за его ошибку.

Томас запускает свой бизнес, и другие предприниматели, видя, что он получает прибыль, пытаются обойти изобретателя, предлагая похожие лампочки, но еще ярче и лучше. Конкуренты тоже начина- ют богатеть. Но невидимая рука не дремлет. Чтобы оставить рынок за собой, Томас снижает цену на свой товар. Обрадованные покупатели получают пользу от еще более дешевых лампочек.

На каждой стадии этого процесса Томас действует исходя не из общественного, а из личного интереса, однако, как ни парадоксально, в итоге выигрывают все. В каком-то смысле теория невидимой руки аналогична математической идее «минус на минус дает плюс». Если только один человек блюдет свою выгоду, а остальные действуют альтруистично, результат не будет полезен обществу.

Пример тому — компания Coca-Cola, которая в 1980-х изменила рецепт своего газированного напитка в попытке привлечь более молодых, следящих за модой покупателей. Напиток New Coke не оправдал надежд: покупатели не оценили перемену вкуса, продажи упали. Послание невидимой руки рынка было очевидным, и Coca-Cola, столкнувшись с падением прибыли, отказалась от New Coke уже через пару месяцев. Компания вернулась к прежнему рецепту, чему покупатели были рады, как и топ-менеджеры Coca-Cola — взлету и прибыли.

Адам Смит признавал, что в некоторых обстоятельствах теория невидимой руки неверна. К ним относится известная «трагедия общин». Если у нас есть ограниченное количество некоего ресурса, например пастбище в общественном пользовании, то те, кто пасет на этой земле скот, делают это во вред соседям. Подобный аргумент эффективно использовали борцы с глобаль- ным потеплением.

‘Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь
об их выгодах’

Границы свободного рынка. В последние десяти- летия правые политики время от времени узурпируют концеп- цию невидимой руки рынка, однако теория Смита вовсене связана с каким-либо политическим мировоззрением. Это позитивная экономическая теория, пусть она и ослабляет позиции людей, считающих, что экономикой куда лучше управлять сверху: пусть власти решают, что именно нужно производить.

Невидимая рука рынка акцентирует внимание на том, что индивиды — а вовсе не правительства и администраторы — должны уметь понять, что производить и что потреблять. Тут есть важные оговорки. Смит тщательно разграничивает личный интерес и чисто эгоистическую жадность. Кроме прочего, в наших интересах — создать комплекс законов и правил, который защитит потребителей. Речь об имущественном, патентном, авторском праве, о законах, защищающих работников. Невидимую руку рынка должно подкреплять правовое регулирование.

адамсмит рынок экономика экономтеория

MaksimPogorelov

5 янв 2019 в 16:53

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев