Как зародился нацизм в Германии?

Причин появления нацизма в Германии много. Многие из них уходят вглубь веков, к истокам немецкой истории, современной европейской цивилизации; а многие повлияли на создание "Движения" непосредственно.

Одной из составляющих идеологии нацизма был антисемитизм. Когда вообще зародился антисемитизм? Пожалуй, что еще в эпоху эллинизма, когда еврейское рассеяние достигает пределов тогдашней греческой "ойкумены". К сожалению, с появлением христианства он никуда не исчезает, а постепенно вызревает - и взрывается погромами, преследованием иудеев, изгнанием их из городов и государств, где они до этого жили веками. Тем не менее, не нужно думать о том, что история сосуществования христиан и евреев была исключительно историей погромов, преследования и ненависти - история знает и позорные эксцессы, сопровождавшиеся убийствами, и опыт векового мирного сосуществования. Он довольно долго подспудно тлел, но получил подпитку в XIX веке, когда началась активная эмансипация евреев и переселение их из сельской местности в города, из одних стран (например, Российской империи) в другие (Австро-Венгрию, Германию, США). Антисемитизм стал наиболее яркой, характерной реакцией на неприятие Другого - таким "идеальным" Другим (идеальным в качестве объекта противопоставления) для немцев в германских государствах и Австрии стал как раз еврей из Галиции: странно одетый, длинноволосый, говорящий на своем языке. А в конце XIX века традиционный в общем-то для Европы антисемитизм, усилившийся в последние десятилетия с приходом в города больших масс евреев, получил еще одну подпитку - и если первая может быть сравнена с притоком свежего воздуха к тлеющему костру, то вторая - это будто как бензина в него плеснули.

Период после наполеоновских войн ознаменован развитием новой культуры - культуры модерна. В искусстве, да и не только, новой культурной парадигме сопутствовало появление романтизма. В Германии же романтизм не исчерпывался лишь культурной повесткой - на его основе многие мыслители стали пытаться строить собственно германскую идентичность. В ход шло многое - от наследия Мартина Лютера до собирания народных песен и сказок, от прославления немецкого орденского рыцарства до попыток реконструировать языческие культы. Как грибы после дождя появляются разные оккультно-религиозные группки, которые находят отклик у некоторого количества людей, и развитие которых получает существенный импульс после появления в Европе книг Елены Петровны Блаватской. Многие национально-романтические мистики получили в них то, что недоставало их собственным построениям - освященную авторитетом древности концепцию упадка мира и человечества и его последующего возрождения (тут, в принципе, каждое слово можно брать в кавычки). Именно из ее книг в символику немецких мистиков-романтиков (это движение получило название völkische, народники) перекочевала свастика. Разумеется, на все это косвенно работала и великая немецкая культура того времени - особенно сильным было воздействие музыкальных драм Рихарда Вагнера, который использовал в своих программных работах, как музыкальных, так и философских, весь тот материал, на котором зижделись идеи völkische - средневековая христианская мистика, древние языческие эпосы и легенды, история Германии, и, увы, антисемитизм (который, пожалуй, незаметен в его знаменитых музыкальных произведениях, но, тем не менее, Вагнер был антисемитом). Надо тут понимать, что личность композитора и его реформы в области оперного искусства были явлением тектоническим, они всю тогдашнюю музыкальную культуру перевернули, и их влияние на völkische было абсолютно закономерным.

К началу 20-х гг. XX века движение völkische было распространено в Германии очень широко, но оно было идейно и организационно раздроблено до такой степени, что было скорее хаосом, чем движением. При этом склонность немцев к подчинению приказам, сильному лидеру составляло одновременно контраст с положением, в котором были немецкие народники, и одновременно порождало жажду в том, кто смог бы объединить все "патриотические силы" против явлений упадка современной цивилизации. К этим явлениям в то время причислялись одновременно капитализм и коммунизм, универмаги и обобществление собственности, декаданс в искусстве и "еврейское засилье" (что бы под этим не понималось людьми, которые об этом рассуждали). И этот очевидный кризис völkische совпал с важнейшим событием, ставшим главной непосредственной причиной появления нацизма.

Интересен вопрос - если бы удалось избежать Первой мировой войны, или ее исход не был бы столь неблагоприятен для Германии, возникло бы что-то похожее на нацизм? Ведь к тому времени социал-демократия стала одной из влиятельнейших политических сил в стране. Да и тот же Берлин был скорее оплотом марксистов и рабочего движения - сами нацисты долго воспринимали столицу объединенной Германии как враждебный город, который пришлось "завоевать" . Неожиданное для немцев поражение в тяжелейшей войне (дело в том, что германское верховное командование, которое к тому времени вовсю командовало самим кайзером Вильгельмом, строго-настрого запретило извещать население о положении дел на фронте - люди слышали лишь, что весной 1918 года началось весьма поначалу успешное немецкое наступление, народу обещали скорое победоносное завершение войны), которое последовало после нескольких лет тотального дефицита, голода и лишений, возложение союзниками всей вины за развязывание войны на Германию, Версальский мир, оккупация одних территорий и отторжение других, смена общественно-политического строя - все это обрушилось на немцев внезапно и лишило их какой-либо опоры. Возникают разного рода популярные объяснения произошедшего, возлагающие вину на кого-то другого - например, знаменитая "легенда об ударе ножом в спину". Сначала говорили о том, что пресловутый удар нанесло армии гражданское население, но вскоре вину стали возлагать на международное еврейство и, в частности, немецких евреев, которые по указанию своих соплеменников из-за рубежа саботировали немецкие военные усилия. Ноябрьская революция, породившая республиканско-демократическую Германию, стала чередой очередных потрясений - фактически, в стране шла гражданская война между теми, кто олицетворял власть, различными правыми и ультраправыми военными формированиями и левыми радикалами. Эта обстановка породила множество разных политических группировок националистического толка, причем сложно было определенно назвать их политическую ориентацию (в их программах присутствовали как типично "правые", так и типично "левые" черты), но все они были а) антикоммунистическими, б) антиреспубликанскими, б) антисемитскими. Именно в этой, чрезвычайно активной среде и возник национал-социализм. Благодаря исключительному политическому таланту своего молодого лидера он за последующие 14 лет сумел объединить столь сильно разрозненные группы национально ориентированных экстремистов в движение, подчинявшееся воле одного человека.

Еще один вопрос - почему победил именно гитлеровский вариант нацизма? Несмотря на то, что он был признанным лидером "Движения", многие вожди нацистов довольно продолжительное время отказывали ему в монополии на определение того, что собой представляет национал-социализм. Дискуссии в партии велись вокруг следующих вопросов - что собой представляла национал-социалистическая революция? Должна ли она привести к захвату власти вооруженным путем, или, как это предполагалось Гитлером, постепенным проникновением в истеблишмент и использование временного союза с ним? Отношение к капиталу и капиталистам, банкам - национал социализм предполагает обобществление национальной промышленности с целью устранения "еврейского засилья", или установление контроля над капиталом через союз с ним? Должна ли партия подчиняться воле одного человека, или ее вожди должны подчиняться воле своих сподвижников? По большому счету, дискуссия в НСДАП, пусть и в очень неявном, завуалированном виде, продолжалась до самого конца нацистского государства - дискуссия между нацизмом фюрер-принципа и национальным социализмом (сторонниками последней модели были многие влиятельные нацисты - от романтика Геббельса и вождя Немецкого рабочего фронта Лея до, к примеру, гауляйтеров Коха, палача Украины, и Кауфмана, несмотря на их полное принятие фюрер-принципа как основополагающего для бытия НСДАП), но все в общем решилось в 20-е годы.

Постепенно лидер "Движения", чувствуя за собой это многолетнее желание пойти за вождем, проявлявшееся еще в знаменитых политических и уличных баталиях в Вене рубежа XIX-XX столетий, и опираясь на свои способности политика и оратора, победил своих идеологических соперников и преодолел множество расколов. В результате чего и выкристаллизовался нацизм, двумя константами которого стали рассмотренные нами антисемитизм и фюрер-принцип.

Германия нацизм

Viktor16

14 мая 2019 в 14:26

Похожие материалы
Комментарии (3)
Arhan1982

14 мая 2019 в 19:39

как будто кто то кого не знает
anna_pavlenko

16 мая 2019 в 18:45

может кто и не знает...в любом случае, освежить знания полезно
Anna_Kirillova

16 мая 2019 в 18:26

очень полезно!