Какой должна быть миграционная политика сегодня?

Какой должна быть миграционная политика сегодня?

Международно-правовые основы миграционной политики ведущих стран Европы

Миграционные процессы имеют огромное значение для социально-экономического и демографического развития любого государства. Они способствуют активному развитию научно-технических, инвестиционных, торгово-экономических связей с другими странами.

В настоящее время одним из основных центров притяжения иностранных мигрантов стала Европа. Как справедливо отмечают Р. Хольцман и Р. Мюнц, на сегодняшний день в европейских государствах находится пятая часть всех мигрантов мира.

Действительно, по официальным данным статистики глобальной миграции Организации Объединенных Наций в мире насчитывается 232 млн международных мигрантов, проживающих за пределами своей страны, а на Европу и Азию в совокупности приходится две трети всех международных мигрантов мира.

Причиной роста иностранной миграции в европейские страны послужила не только военно-политическая обстановка, обусловленная ростом исламского экстремизма и терроризма, но и социальные проблемы европейских обществ, несовершенство миграционного национального законодательства ряда европейских стран.

До наступления эры глобальных миграций Европа не сталкивалась со столь специфическими культурными и политическими проблемами. Традиционно любое европейское государство рассматривало родившихся на его территории людей как своих граждан, а находящихся на этой территории мигрантов как граждан других государств. Однако с наступлением эры глобализации доля иммигрантов в населении европейских государств принципиально возросла.

Это обстоятельство повлекло за собой целый ряд трудно решаемых проблем. Политика европейского мультикультурализма оказалась недееспособной перед тем разнообразием национально-культурных, религиозных, социальных, социально-экономических, политико-правовых, мировоззренческих и морально-этических противоречий, порожденных внешней трудовой миграцией. В настоящее время миграционные «донорами» являются страны Ближнего Востока и Северной Африки, где ислам является не только религиозным направлением, но и частью ментальности, социокультурной памяти, основой мировоззрения и воспитания, базовым критерием самоидентификации.

Очевидным становится тот факт, что либеральные западноевропейские ценности вступают в антагонистическое противостояние с фундаментальными ценностями ислама. Гендерное и возрастное равенство, сексуальная свобода, индивидуализм, с одной стороны, воспринимаются в традиционном обществе как негативные черты современной западной цивилизации, а с другой, дают повод мигрантам с Ближнего Востока и Африки оправдывать свое агрессивное поведение по отношению к представителям принимающих обществ. Кроме того, многие исследователи справедливо замечают, что европейский мультикультурализм имел лишь символическую форму, направленную на демонстрацию уважения к представителям другой культуры. Дискурс мультикультурализма позволял перенести социальную проблематику в моральный план, перекодировать социальные отношения в отношения по поводу идентичности. Таким образом, этот дискурс для иммигрантов стал символической компенсацией их низкого социального статуса, но не смог приобрести развитых институциональных форм.

Не стоит забывать, что политику мультикультурализма в Европе проводили всего три страны – Швеция, Нидерланды и, с оговорками, Великобритания. В каждом из этих случаев имели место политическая и социально-историческая специфика этих стран, позволившая наделить равными политическими возможностями все группы этнических, культурных и социальных меньшинств. Мультикультурализм в этих странах проявлялся в форме программ социальной поддержки, адресованных определенным группам населения – этническим меньшинствам.

Однако, статус «этнического меньшинства» определяется не какими-то объективными свойствами группы, а государственной бюрократией. Целью такой патерналистской государственной политики в Швеции и Нидерландах была контролируемая интеграция мигрантов, как ее понимала государственная власть этих стран, поскольку главной задачей такой культурной политики было стремление избежать совпадения этнических и социальных границ, когда низкий социальный статус является характерной чертой определенных этнических сообществ.

Однако уже в середине 90-х годов в европейской политике наблюдается отказ от культурного плюрализма (мультикультурализма). Причина не только в экономических затратах, связанных с увеличением количества мигрантов. Хотя, безусловно, постоянно растущий уровень безработицы среди иммигрантского населения уже можно было считать сигналом, указывающим на ошибки в существующей государственной миграционной политике. В европейских странах постепенно меняется взгляд на мультикультурное общество. Экономические проблемы, нарастание террористической угрозы, сопровождаются укреплением правых политических сил, пугающих европейцев потерей своей идентичности, что приводит к резкому изменению отношения к мигрантам и этническим меньшинствам.

Тревожные явления, о которых в середине 1990-х заговорили по всей Западной Европе, не обошли все европейские страны. И здесь на лицо, прежде всего, обстоятельства структурного характера. Это растущая безработица, закрытые каналы социальной мобильности для определенных групп населения, концентрация неблагополучия в городских пригородах и т.д. Но, поскольку иммигранты и их потомки живут, по большей части, как раз в этих неблагополучных районах, социальное исключение, от которого они страдают, рассматривается как нечто, обусловленное присущими им культурными свойствами. Маргинализация мигрантов начинает восприниматься, как их нежелание интегрироваться в культурное большинство, что в свою очередь несет угрозу безопасности и нарушает социальную сплоченность любой европейской страны.

Таким образом, лидеры европейских государств были вынуждены признать провал политики мультикультурализма. Как заявила в своем выступлении в октябре 2010 года канцлер Германии Ангела Мергель: «мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем бок о бок, и все довольны, полностью провалился». Канцлер Германии подчеркнула, что Германия приветствует иммиграцию, но иммигранты должны учить немецкий язык и получать образование в немецких школах. С критикой политики мультикультурализма выступили и другие лидеры европейских государств. Европейские политики, а также ведущие западные социологи, политологи и культурологи столкнулись с очевидной необходимостью пересмотра традиционного подхода к современному обществу.

Ряд ученых, такие как, Э.Гидденс, Р.Рорти, С.Жижек, И. Валлерстайн скептически оценивают шансы мультикультурализма на дальнейшее развитие.

Последствия миграции

Потоки мигрантов, хлынувшие из воюющих государств Ближнего Востока и Африки, террористические акты, происходящие в европейских городах с пугающей частотой, еще больше обострили проблему сосуществования различных культурных и этнических групп в рамках одного государства. Конфликтная ситуация, сложившаяся в странах Европы, заставляет правительства этих стран принимать жесткие меры противодействия маргинализации, террористической угрозы, этнической преступности. Важную роль должно сыграть гражданское общество, которое формулирует свои требования к государствам — от государства требуется, чувствуя градус общественного недовольства, принимать конкретные шаги.

Кроме того, следует учитывать прогнозы экспертов, которые уже к 40-50-м гг. XXI в. предсказывают кризис мировой политической системы, одной из причин которого станет неконтролируемая тотальная миграция и ее последствия. По данным ООН, только за 2012 г. свыше 120 миллионов человек приобрели статус мигранта, что делает задачу внедрения стратегий приспособления мигрантов в поликультурное пространство современного общества все более актуальной.

В 2014-2016 годах миграционный кризис оказался в центре внимания Европейской комиссии (ЕК) и правительств стран - членов ЕС. Именно миграция и ее последствия вызывают широкий общественный резонанс. Согласно опросам «Евробарометра», уже в 2013 году европейцы придавали иммиграции большее значение, чем налогам, пенсиям, образованию и даже терроризму, а в 2015 году эта проблема вышла уже на второе место после безработицы.

В результате в Западной Европе происходит разворот от мультикультурализма к культурной ассимиляции, которая политкорректно называется термином «интеграция». Но что составляет сущность «культурной интеграции»? Под этим понятием подразумевается приспособление иммигрантов к определенным ожиданиям или интеграция означает полное включение в жизнь общества?

Культурный аспект интеграции мигрантов представляется одним из наиболее важных, поскольку именно в области социально-культурных различий лежит корень тех проблем, с которыми европейское общество столкнулось в условиях роста потоков миграции. На первый план выдвигается необходимость успешной социокультурной интеграции огромного числа людей, принадлежащих к далекой от европейской культуры общности, что стало серьезным вызовом для Европы. Однако и для самих мигрантов - это не менее сложная задача, связанная с восприятием новой культуры, созданием социальных связей, достижением определенного экономического статуса.

В современном интеграционном процессе можно выделить как ряд общеевропейских принципов и процедур, так и те специальные меры, которые используют национальные институты и правительства европейских государств.

К обязательным мероприятиям, способствующим процессу интеграции и инкультурации мигрантов во всех европейских странах, можно отнести:

  • Во-первых, не только обязательные языковые курсы, но и так называемые курсы гражданской интеграции, на которых прибывших знакомят не только с историей страны, ее конституцией, но и учат адаптироваться в чужой культурной среде. На сегодняшний день большинство европейских стран предоставляет гражданство только при условии успешно сданного теста на интеграцию.
  • Во-вторых, во всех европейских странах действует жесткое законодательство против дискриминации по этническому или религиозному признаку; в тоже время происходит либерализация законов о гражданстве. И происходит это при одновременном ужесточении правил въезда, то есть для тех, кто за пределами Европы, правила ужесточаются, а для тех, кто внутри, сокращается срок постоянного проживания, необходимый для ходатайства о гражданстве.
  • В-третьих, изменения в отношении к культурной символике. Сюда относятся запреты на ношение «демонстративных» религиозных символов в публичных местах (запрет на ношение на видном месте креста, запрет на появление в публичных местах в никабе, то есть в парандже, во Франции и в Бельгии), запрет на строительство минаретов Швейцарии (2009 год) и т.д.

В тоже время существуют специфические особенности интеграционной политики в странах – лидерах по принятию миграционных потоков – это, прежде всего, Германия, Франция, Англия, Дания и другие.

На местном уровне в Германии представлена широкая сеть учреждений и организаций, занимающихся вопросами интеграции: советы по делам иностранцев, советы по интеграции, институты городских и земельных уполномоченных по вопросам интеграции. Выработка советами решений осуществляется посредством консультаций с местными организациями мигрантов. Советы, избираемые самими мигрантами, участвуют в обсуждении всех ключевых аспектов местной интеграционной политики. В последнее время широкое распространение получают интеграционные проекты на местном уровне, направленные на включение мигрантов в политическую и социальную жизнь.

Обострение общественного протеста

Однако данные за 2015 - 2017 годы показывают, что в рамках межкультурной коммуникации возникает ряд проблем между мигрантами и принимающим сообществом. Причем их спектр довольно обширен: от проявления возмущения по поводу религиозной или иной нетерпимости до преступных акций и силовых столкновений, касающихся различных сфер жизни. В настоящее время основной проблемой межкультурной коммуникации в Германии является эскалация преступности в мигрантской среде и общественный резонанс по этому поводу.

Увеличение нелегальной иммиграции и наплыв беженцев оказывают значительное влияние на рост радикальных настроений в обществе, что может коренным образом изменить политическую карту Германии. Последние опросы демонстрируют, что почти половина избирателей выступают за отставку правительства из-за последствий политики «открытых дверей», провозглашенной в 2015 году.

Обострение общественного протеста в начале 2016 года подтолкнуло правительство Ангелы Меркель к принятию новых мер, направленных на облегчение процесса депортации мигрантов, которые осуждены за совершение преступлений. Что касается культурно- социальной политики, то здесь правящие силы последовательно выступают за применение принципа «развивать и требовать» в отношении мигрантов. Отметим также, что, несмотря на предпринимаемые меры по нормализации обстановки, ситуация с мигрантами в Германии далека от своего разрешения, что несколько отличает ее от другой крупной страны Евросоюза - Великобритании, которая в настоящее время находится на третьем месте в Европе по количеству мусульманского населения (после Франции и Германии).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день образовалась огромная непропорциональная нагрузка на приграничные страны союза, вследствие чего потоки мигрантов идут сначала через Грецию, затем в страны, не входящие в Европейский союз, а потом уже как в «первый раз» в шенгенское пространство через Словакию и Венгрию. Дублинские соглашения предполагают предоставление убежища в первой стране шенгенского пространства, куда въезжает беженец. Логичны поэтому и заявления венгерского премьер-министра Виктора Орбана о постройке стены от беженцев. Вопросы безопасности и ужесточения контроля над границами давно находятся в центре внимания ведущих европейских политиков. Сегодня многие из них выступают за восстановление национальных границ. Однако свобода перемещения людей, товаров, капиталов – одно из главных достижений европейского проекта, и отказ от этих принципов ощутимо скажется на интеграционных процессах внутри объединения.

Франция традиционно считается одной из наиболее гостеприимных стран для международных мигрантов. Благодаря высокому уровню миграции, в этом государстве остается на стабильном уровне демографическая обстановка, восполняется нехватка дешевой рабочей силы.

Однако и Франция столкнулась с негативными последствиями миграционных процессов, в том числе с обострением уровня криминальной ситуации. В связи с соглашением об упрощении паспортно-визового контроля на границах ряда государств, стало практически невозможно контролировать иммигрантов. Значительно увеличился рост латентной миграции.

политика миграция интересное беженцы

Chubaka

26 фев 2019 в 17:51

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев