Каспар Давид Фридрих

Художник должен изображать не только, что находится перед ним, но и то, что он видит внутри себя.

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник, яркий представитель романтизма. Среди его последователей находится одна из звезд норвежской живописи – Юхан Кристиан Даль. Его работы проникнуты мистицизмом и терпкой печалью и никого не оставляют равнодушными.

Интересные факты биографии

  • Родился будущий художник в простой семье, его отец был мыловаром. Еще в совсем юном возрасте он лишился родителей и потерял большую часть своей ближайшей родни.
  • Знакомство с романтическим направлением в живописи состоялось в Дрездене после окончания Датской королевской академии изящных искусств. Художественный стиль Фридриха испытал серьезное влияние многочисленных мастеров романтизма, воздействие оказало и знакомство с Гете, философом Карусом и другими великими людьми эпохи.
  • Каспар Давид Фридрих был дружен с русским писателем Василием Жуковским. Их дружба продлилась практически 15 лет. Жуковский часто ездил в гости к художнику и подсадил на его пейзажи русскую царскую фамилию и дворян из своего окружения. По просьбе Жуковского художником была написана картина, на которой изображён сам писатель в компании Тургеневых - Ивана и Сергея (последний на тот момент недавно скончался, картина была призвана запечатлеть боль утраты).
Image result for Каспар Давид Фридрих. А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, С. И. Тургенев. 1827 год
А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, С. И. Тургенев. 1827 г.
  • Благодаря этой дружбе в России собирается неплохая коллекция Каспара Давида Фридриха. Восемь работ принадлежали царской семье, девять живописных полотен и пятьдесят рисунков были в собрании самого Жуковского. Впоследствии в государственные музеи — Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — они поступали также и из частных коллекций князей Вяземских, Барятинских и других.
  • Художник создал много полотен, отражающих реальные или выдуманные объекты, например, плавающие в воздухе храмы или ангельские фигуры. Некоторые из картин мастера сближаются по эстетике и стилю выполнения с произведения в типично немецком стиле бидермайер.
  • С 1824 года мастер становится профессором Академии художеств в Дрездене. После него остались довольно многочисленные афоризмы и размышления о роли искусства. Ужечерез 11 лет художник не смог продолжать заниматься любимым делом. Он заболел и оказался парализованным. Все что он мог делать в этот период – это рисовать сепией, создавая работы небольшого размера.
  • Жизнь талантливого художника закончилась в нищете в любимом им Дрездене. Ему было всего 65 лет. На долгие годы его искусство было в забвении, вновь став популярным только в начале прошлого века с расцветом сюрреализма. Некоторые полотна мастера вполне могут считаться первыми опытами в этом направлении.

Творчество

  • Художник приобрёл известность благодаря скандалу с мистической картиной "Крест в горах" (1808 г.): кто-то пустил слух, что мрачный пейзаж с крестом будет выставлен в алтаре капеллы замка Течен вместо традиционного образа Спасителя. Оказалось, что ни в каком алтаре картину выставлять не собирались, но скандал сделал имя художника известным всей Пруссии, а «Крест в горах» стал с тех пор называться «Теченский алтарь».
Image result for каспар давид фридрих Крест в горах
Крест в горах (Теченский алтарь). 1808 г.
  • Романтизм Фридриха имеет выраженный налет мистицизма и некоторой меланхоличности. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и стоящих далеко в море парусников. Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни в целом характерна для романтической живописи той эпохи, но у этого художника работы приобрели специфическую окраску, что сделало их легко узнаваемыми.
  • Названия его картин внушают не только трепет, но и определённого рода волнение: «Могила великана в снегу» (1807), «Странник над морем тумана» (1818), «Двое, созерцающие луну» (1819–1820), "Вход на кладбище" (1825), "Монах у моря" (1808-1810).
  • Некоторые произведения мастера кажутся очень современными и иногда с трудом ассоциируются с живописью, созданной в начале XIX века. Например, полотно «Северный Ледовитый океан», которое раньше носило название «Крушение надежды», выглядит абсолютно современным и даже авангардным в свободном обращении художника с цветом и передачей форм и динамики ледяных глыб.
Image result for Северный Ледовитый океан каспар фридрих
Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1823-1824 г.
  • Своеобразным программным произведением художника принято считать картину «Этапы жизни». На ней изображены трое взрослых и двое детей – представители разных возрастов, возможно, представители нескольких поколений одной семьи. Интересно, что они гуляют на берегу моря, в котором находится ровно столько же кораблей разных размеров. Проводится четкая ассоциативная линия с размерами парусников и возрастом персонажей.
Image result for Этапы жизни каспар фридрих
Этапы жизни. 1835 г.
  • В конце жизни Каспар Давид Фридрих занялся экспериментами: между 1830 и 1835 годами, до того как его разбил паралич, он, учитывая романтическое влияние света, пробует технику живописи на кальке. В зависимости от освещения — дневного или вечернего — картины приобретали различные эффекты. Для создания дополнительного настроения демонстрацию таких картин он предлагал сопровождать игрой на поющих бокалах.

О том, как художники выражали на полотнах скоротечность жизни, читайте здесь.

живопись искусство художники

whereisira

14 янв 2020 в 12:31

Похожие материалы
Комментарии (2)
Artoror

14 янв 2020 в 13:18

невероятные картины!
AlexMironov

14 янв 2020 в 13:29

У нас в Эрмитаже неплохая коллекция его работ