Художественная речь

Художественная речь

Филологи всего мира различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на данном национальном языке. Особенности речи зависят от цели и содержания высказывания. Особенности худо­жественной речи определяются тем, что она является одной из сторон образной формы. Поэтому ей присущи те же свойства, которые характеризуют всю форму в искусстве: образность и экс­прессивность. Задача литературоведа при исследовании отдельного произведения - установить стилистическое своеобразие художест­венной речи, обусловленное в конечном счете своеобразием идейно-эмоционального содержания произведения.

Лингвисты обращаются к изучению художественной речи с иной целью, они выясняют развитие норм национального литературного языка. Чтобы ориентироваться в многочисленных работах, посвя­щенных изучению художественной речи, необходимо иметь в виду возможность таких двух по существу своему совер­шенно различных подходов.

Значение речи в произведении в большой степени определяется тем, что это - непосредственно воспринимаемая сторона художе­ственной формы, она эстетически воздействует на слушателя и чи­тателя. В литературоведении есть формалистические школы, кото­рые абсолютизируют именно эстетические свойства художественной речи и сосредоточивают свое внимание на тех звуковых и конструк­тивных ее особенностях, которые и создают эстетическое впечатле­ние. При этом возникают две ошибочные тенденции в истолковании таких особенностей. Во-первых, свойства речи рассматриваются в отрыве от того содержания, которое она выражает, тогда эстетиче­ские ее свойства выступают как самоценные и главные в работе ху­дожника. Во-вторых, художественная речь с ее эстетическими уста­новками противопоставляется нормам общенационального языка. Однако практика показывает, что все попытки создать особый поэтический язык, не опирающийся на внутренние законы нацио­нального языка, терпят крах, ибо ведут к бессмыслице.



Отвергая формалистические концепции поэтического языка, следует, однако, избегать и противоположной тенденции к игно­рированию эстетических качеств, высокой организованности худо­жественной речи.



Главная и общая установка заключается в том, чтобы не просто знать характеристику различных пластов лексики национального языка (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, вуль­гаризмов и т. д.), образных слов и выражений (тропов), интона­ционно-синтаксических средств (словесных повторов, антитезы, инверсии, эллипсиса, градации и т. д.), но уметь выяснить их изобразительно-экспрессивную функцию в художественном произ­ведении. Для этого необходимо каждое средство словесной выра­зительности рассматривать не изолированно, но в контексте художественного целого. Так, изучая поэтическую лексику, надо обратить внимание, почему писатель активно использует, напри­мер, архаизмы и в какой роли (они могут придавать речи торже­ственный характер, выступая как «высокая» книжная лексика, или служить целям иронической оценки, или созданию исторического колорита). Изучая тропы, также надо не только уметь отличать метафору от метонимии или иронии, но и понять, с какой целью ее использует писатель, как обновляет ее или создает новую. Анализируя явления поэтического синтаксиса, тоже нельзя» ограничиться простой классификацией «фигур» и их определением, а следует понять, как писатель добивается с их помощью экспрес­сивного эффекта.

Во всех учебных пособиях подчеркнута индивидуализирующая и оценочная роль средств словесной выразительности, и отсю­да - образность (в широком смысле этого слова, которое следует отличать от образности иносказательных выражений, тропов) и экспрессивность этой речи.

Художественная речь

Язык художественной литературы (равнозначные термины художественная речь, поэтический язык) - особый вид общенародного языка, имеющий целый ряд специфических особенностей, обусловленных основной функцией литературы отражать явления жизни в образной форме. Слово в литературе-материал, из которого создаются образы, такой же, как краски в живописи или мрамор в скульптуре. Однако слово - материал особого рода. Мрамор и краски - инертный материал, до воплощения его в образ ничего не значащий. Слово же изначально имеет определенное значение. М.Горький считал слово первоэлементом литературы - первичной клеткой художественного произведения, в которой содержатся определенные качества, характеризующие целое.



Проблема художественной речи - одна из важнейших в науке о литературе, так как она относится к пониманию специфики художественного творчества, особенностей поэтического мастерства писателя. Она издавна привлекала внимание исследователей и самих писателей.

язык филолог лингвистика художественная речь

San4ozzz

7 мар 2019 в 22:57

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев