Художественная речь
Филологи всего мира различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыслей и чувств на данном национальном языке. Особенности речи зависят от цели и содержания высказывания. Особенности художественной речи определяются тем, что она является одной из сторон образной формы. Поэтому ей присущи те же свойства, которые характеризуют всю форму в искусстве: образность и экспрессивность. Задача литературоведа при исследовании отдельного произведения - установить стилистическое своеобразие художественной речи, обусловленное в конечном счете своеобразием идейно-эмоционального содержания произведения.
Лингвисты обращаются к изучению художественной речи с иной целью, они выясняют развитие норм национального литературного языка. Чтобы ориентироваться в многочисленных работах, посвященных изучению художественной речи, необходимо иметь в виду возможность таких двух по существу своему совершенно различных подходов.
Значение речи в произведении в большой степени определяется тем, что это - непосредственно воспринимаемая сторона художественной формы, она эстетически воздействует на слушателя и читателя. В литературоведении есть формалистические школы, которые абсолютизируют именно эстетические свойства художественной речи и сосредоточивают свое внимание на тех звуковых и конструктивных ее особенностях, которые и создают эстетическое впечатление. При этом возникают две ошибочные тенденции в истолковании таких особенностей. Во-первых, свойства речи рассматриваются в отрыве от того содержания, которое она выражает, тогда эстетические ее свойства выступают как самоценные и главные в работе художника. Во-вторых, художественная речь с ее эстетическими установками противопоставляется нормам общенационального языка. Однако практика показывает, что все попытки создать особый поэтический язык, не опирающийся на внутренние законы национального языка, терпят крах, ибо ведут к бессмыслице.
Отвергая формалистические концепции поэтического языка, следует, однако, избегать и противоположной тенденции к игнорированию эстетических качеств, высокой организованности художественной речи.
Главная и общая установка заключается в том, чтобы не просто знать характеристику различных пластов лексики национального языка (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, вульгаризмов и т. д.), образных слов и выражений (тропов), интонационно-синтаксических средств (словесных повторов, антитезы, инверсии, эллипсиса, градации и т. д.), но уметь выяснить их изобразительно-экспрессивную функцию в художественном произведении. Для этого необходимо каждое средство словесной выразительности рассматривать не изолированно, но в контексте художественного целого. Так, изучая поэтическую лексику, надо обратить внимание, почему писатель активно использует, например, архаизмы и в какой роли (они могут придавать речи торжественный характер, выступая как «высокая» книжная лексика, или служить целям иронической оценки, или созданию исторического колорита). Изучая тропы, также надо не только уметь отличать метафору от метонимии или иронии, но и понять, с какой целью ее использует писатель, как обновляет ее или создает новую. Анализируя явления поэтического синтаксиса, тоже нельзя» ограничиться простой классификацией «фигур» и их определением, а следует понять, как писатель добивается с их помощью экспрессивного эффекта.
Во всех учебных пособиях подчеркнута индивидуализирующая и оценочная роль средств словесной выразительности, и отсюда - образность (в широком смысле этого слова, которое следует отличать от образности иносказательных выражений, тропов) и экспрессивность этой речи.
Язык художественной литературы (равнозначные термины художественная речь, поэтический язык) - особый вид общенародного языка, имеющий целый ряд специфических особенностей, обусловленных основной функцией литературы отражать явления жизни в образной форме. Слово в литературе-материал, из которого создаются образы, такой же, как краски в живописи или мрамор в скульптуре. Однако слово - материал особого рода. Мрамор и краски - инертный материал, до воплощения его в образ ничего не значащий. Слово же изначально имеет определенное значение. М.Горький считал слово первоэлементом литературы - первичной клеткой художественного произведения, в которой содержатся определенные качества, характеризующие целое.
Проблема художественной речи - одна из важнейших в науке о литературе, так как она относится к пониманию специфики художественного творчества, особенностей поэтического мастерства писателя. Она издавна привлекала внимание исследователей и самих писателей.
Кто придумал язык жестов?
В XVI веке появился человек, который захотел хотя бы чем-нибудь...
По какому принципу расположены буквы на клавиатуре?
Изначально такое расположение было сделано для того, чтобы не заклинивало...
Пока нет комментариев