Краткая история феминизма

Краткая история феминизма

«От тирании мужчин, я в этом твердо уверена, происходит большая часть женских глупостей... я не пытаюсь преуменьшить значение мужчин, но доказать, что их благоразумие — просто следствие их образованности и положения в обществе. Если это так, то разумно предположить, что характер женщин изменится и они избавятся от своих пороков и легкомысленности, когда им будет дана свобода физическая, моральная и гражданская... Дайте женщине права, и она вполне сможет соперничать с мужчинам...»

Мэри Уолстонкрафт

Этим призывом Мэри Уолстонкрафт завершила свое эссе «Защита прав женщин», опубликованное в 1792 году и встреченное в равной степени негодованием и восхищением. 32-летняя смутьянка, «гиена в юбке», как назвал ее Гораций Уолпол, выступала против ограниченной системы воспитания и образования, развивающей в женщинах «рабскую зависимость», «бессильное изящество ума» и лишь самые простые побуждения — заботиться о внешности и ублажать мужчин. Она настаивала, что если бы женщинам были предоставлены те же возмож- ности, что и мужчинам, они бы оказались не менее разумны и талантливы. Хотя отдельные женские голоса и раньше звучали в давнем — мужском — «споре о правах женщины», Уолстонкрафт первой высказалась столь страстно и убедительно: она показала всему миру, что женское самосознание начинает пробуждаться.

Об эффективности феминистского движения говорит хотя бы то,
что равенство полов, пусть и не абсолютное, сегодня воспринимается как должное, по крайней мере, в странах Запада. Легко забыть, что меньше века назад общественные, политические и экономические возможности женщин были серьезно ограничены. Женщина должна была знать свое место, и местом этим был дом — которым ей, правда, не позволялось владеть.

Истоки феминистического движения: феминизм первой волны

В середине XIX века движение за женское равноправие поддерживал Дж. С. Милль, который в книге «Подчинение женщин» (1869) писал: «Законное подчинение одного пола другому... должно смениться принципом равенства, не дающего привилегий и преимуществ ни одной из сторон». И в США, и в Европе борьба за эмансипа- цию женщин тесно переплелась с борьбой за отмену рабства, не в последнюю очередь потому, что аболици- онистки осознали злую иронию ситуации, когда сами они не имели политических прав, которых добивались для бывших рабов.

В следующие полвека энергия феминисток западного мира была направлена в основном на борьбу за право голоса. Лоббирование, поначалу ненавязчивое, встретило сильное сопротивление, и со време-
нем борьба становилась все более и более агрессивой — кампании суфражисток по обе стороны Атлантики включали теперь бойкоты, демонстрации, поджоги и голодов- ки. Такая тактика — положившая начало традиции политического активизма, до сих пор во многом характерная для феминизма, — принесла свои плоды, и женщины добились избирательных прав в Британии (1918, 1928) и США (1920).

Феминизм второй волны

Несмотря надо, что женщины добились права голоса, дискриминация по половому признаку по-прежнему процветала практиче- ски во всех сферах общественной жизни. На первом Конгрессе по правам женщин, состоявшемся в 1848 году в Сенека-Фолс, штат Нью-Йорк, была принята резолюция, требующая для женщин «равного с мужчинами права участия в различных профессиях, ремеслах и торговле»; но и спустя 70 лет было очевидно, что до экономического равенства еще далеко. Впрочем, чувство единства, возникшее в движении суфражисток во время борьбы за право голоса, быстро исчезло, когда эта цель была достигнута.

Внутренние противоречия, только усугубившиеся в результате сперва экономической депрессии, а позже и мировой войны, на несколько десяти- летий ослабили и раздробили движение за права женщин.

«Первая волна» феминизма была связана с аболиционистским движением, вторая же поднялась в 1960-е — время надежды и кризиса, в эпоху борьбы за гражданские права, антивоенных демонстраций, контркультуры и сту- денческих протестов. Тысячи новых инициатив, протестов против тысяч несправедливостей распространялись по свету, но это обновленное движение вызвало к жизни множество противоречий и внутренних разногласий.

Либеральные феминистки — таких было большинство — придерживались прагматичной программы, добиваясь простого равенства с мужчинами
во всех областях жизни. Для них главной задачей было прекратить дис- криминацию: разрушить официальные и неофициальные барьеры, «стек- лянный потолок», не позволяющий женщинам продвигаться по службе; добиться права на отпуск по уходу за ребенком; обеспечить равные возмож ности в получении образования и профессиональном обучении.

Но в феминизме существовало и более радикальное направле- ние. Уже в 1898 году известная американская анархистка Эмма Гольдман насмехалась над суфражистками, считавшими, что с получением права голоса борьба за равноправие будет закончена. По ее мнению, женщина могла получить настоящую свободу, только «не признавая ничьей власти над ее телом и душой, отказавшись служить Богу, государству, обществу, мужу, семье». В последующие годы некоторые феминистки задава- лись вопросом, должно ли простое равенство с мужчинами быть конечной целью их борьбы. Можно ли считать успехом исправление исторически сложившейся несправедливости и получение некоторых прав в патриархальном мире — в системе, основанной на пре- восходстве мужчин? Многим казалось, что просто побеждать мужчин на их же поле, в их же игре, недостаточно. Как сказала в 1986 году австра- лийская феминистка Джермейн Грир: «Я боролась не за то, чтобы ото- рвать женщин от плиты и запустить их в совет директоров компании, производящей плиты».

В основе дискуссии об истоках и природе угнетения женщин лежит разли- чие социальной и биологической категорий пола, основанное на представ- лении о том, что женственность является социальным явлением. Этот тезис впервые прозвучал в книге Симоны де Бовуар «Второй пол» (1949): «Женщиной не рождаются, ею становятся <...> она — Другой», личность, определяемая лишь относительно мужчины. С такой радикальной точки зрения подчиненное положение женщины настолько вплетено в структуру патриархального общества, что бороться с ним можно только путем революционного переустройства.

Феминизм История политика

Ekaterinka23

15 фев 2019 в 2:14

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
Victor

15 фев 2019 в 11:52

Феминистки все - просто одинокие озлобленные женщины
Hedwig

15 фев 2019 в 21:59

Интересно тогда, почему у нас в России их не так много :D
Sociolog

16 фев 2019 в 10:14

Ну, они просто не знают, что они феминистки и считают себя одинокими озлобленными женщинами