Краудфандинговые платформы: на что обратить внимание

Краудфандинговые платформы: на что обратить внимание

В России много пассионарных людей, готовых развивать свой бизнес, создавать уникальные проекты, делиться с миром своим творчеством. С каждым годом их становится все больше, ведь подрастают новые поколения желающих занять свое место под солнцем. И возможностей у них сейчас во много раз больше, чем было еще 10-20 лет назад. Во многом это связано с появлением платформ краудфандинга.

Практика пожертвований весьма давняя инициатива. Люди добровольно расставались со своими сбережениями, чтобы архитекторы могли построить объекты культуры, писатели - издать книги, церковь - обеспечить нуждающихся едой и кровом. Их собирали и во время войн, и в мирное время. Цифровая эпоха подняла привычную инициативу коллективных пожертвований на новый уровень.

На заре Интернета в 1997 году поклонники группы Marillion организовали первый электронный сбор пожертвований, с целью собрать нужную сумму для заграничного тура любимых исполнителей. Музыканты не принимали в этом участия. Фанатам удалось достичь своей цели - они не только собрали достаточное количество денег для путешествия, но осталось еще чуть-чуть на запись альбома. Так люди освоили новую технологию и стали развивать ее.

В краудфандинговой сфере появились свои роли: фаундеры - те, кто просит денег, и бекеры - те, кто дают деньги. Фаундер оформляет свою идею, устанавливает размер суммы и срок для ее сбора. Бэкер, внося свои деньги получает гарантии того, что они будут использованы именно для указанной цели. И, в некоторых случаях, бонусы и преференции. В зависимости от взаимоотношений этих двух ролей стали выделять несколько основных видов краудфандинга:

  • пожертвования (донаты) - бэкеры безвозмездно жертвуют деньги для некоммерческих и личных проектов;
  • вознаграждение - бэкеры получают ценную информацию о проекте или мерч;
  • привлечение долгового капитала - бэкеры перечисляют суммы в обмен на полный возврат денег с процентом от прибыли проекта в будущем;
  • выпуск акций - бэкеры вносят средства в обмен на долю в проекте;
  • в обмен криптовалюты - стартапы выпускают свою криптовалюту, которая конвертируется в Bitcoin или Ethereum.

Что нужно знать, чтобы заняться краудфандингом?

В сети существуют специализированные платформы. Они помогают авторам проектов и идей найти свою аудиторию и как следствие - инвестиции. Выбирая площадку, следует узнать, по какому принципу она работает, иначе можно внезапно остаться без денег:

“Все или ничего”. Если ваш проект набирает меньше заявленной суммы, то возможны несколько вариантов развития событий. В первом случае все собранные средства уходят на счет платформы. Во втором случае деньги возвращаются бэкерам.

“Минимум 50%”. Для того, чтобы вывести собранные деньги, вам необходимо собрать 50 % от заявленной суммы. При этом вы заплатите повышенную комиссию платформе.

“Забрать всю сумму”. Фаундер может забрать все, что ему перечислили бэкеры, но обязан уплатить процент краудфандинговой платформе.

После того, как вы выбрали принцип, пора знакомиться с платформами. Для соотечественников, конечно ближе российские площадки.

Planeta.ru существект с 2012 года. Это самая крупная краудфандинговая платформа в России. Чаще всего здесь собирают деньги на творческие и благотворительные проекты. А вот коммерческие инициативы и на политическая деятельность тут не в почете. Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, - то 10%.

Boomstarter тоже существует с (2012 года. Это самая крупная площадка для сбора средств на бизнес-проекты, а также инициативы технологической, творческой и социальной направленностей. Как Kickstarter, только в профиль. И работает по схеме «все или ничего».

Есть еще ряд краудфандинговых платформ которые специализируются на сборе средств для мелкого и среднего бизнеса. Здесь могут инвестировать не только физические лица, но и ИП, юрлица. Это Поток и Город денег.

Для сбора средств можно использовать и зарубежные платформы. Самая известная - это Kickstarter. Именно ее создатели популяризировали термин «краудфандинг». Площадка помогает собирать деньги на коммерческие проекты в творческой, научной и производственной областях.Тут очень легко собрать деньги, но не все проекты подходят под требования платформы. А если вам не удалось собрать сумму, то средства возращаются бэкерам.

Patreon работает по другому принципу. Это личные донаты любимым блогерам, музыкантам, художникам, которые вносятся по подписке на их каналы. Для всех фаундеров установлен единый сбор - 5% комиссии, которая идет на поддержку работы самого сайта.

В поисках инвестиций можно зайти очень далеко. Но когда ты горишь своим делом - все средства хороши. Использовали ли вы когда-нибудь подобный инструмент? Поделитесь опытом?

краудфандинг инвестиции

AKA

25 мая 2021 в 23:46

Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев