Культура несогласия (1)

Культура несогласия (1)

В начале 90 годов прошлого века жизнь в России серьезно изменилась. В результате политических и экономических преобразований людям предоставили новую степень свободы, шоу-бизнес и масс-медиа также получили самостоятельность.

Как все эти изменения повлияли на морально-психологическое состояние людей и на их общение между собой? Каким стало наше общество?

Понятно, что постсоветская трансформация не могла обойтись без серьезных последствий для ценностно-нормативной системы общества, а развитие масс-медиа и бурный рост цифровых технологий, в частности интернета, привели к увеличению информационного потока и значительно расширили количество источников информации.

Если говорить о личных впечатлениях, то, на мой взгляд, в погоне за прибылью СМИ часто порождают самые низменные смыслы. Большая часть информации из телевидения и интернета имеет мало отношения к человеку, либо сообщает о явлениях, на которые он не может никак повлиять. Нагнетается страх катастрофы, с которым растёт и стресс.

Масс-медиа и интернет рождают все больше негативных образцов агрессивного поведения, растет одиночество, у людей отсутствует мотивация общения, сотрудничества.

Справедливости ради, нужно отметить, что общение между людьми в сфере услуг, в магазинах, в деловой сфере стало более вежливым. Но, боюсь, это связано с тем, что вежливость растет только там, где может принести материальную выгоду говорящему.

А что говорят социологи?

Во-первых, уже в течение длительного времени самой большой ценностью для современных россиян, согласно социологическим опросам, является семья.

Во-вторых, социологические исследования показывают, что современное российское общество сильно дифференцировано. Каждая его часть представляет собой нечто специфическое, отличное от другой.

Множественность интересов рождает большое социальное, морально-нравственное, психологическое разнообразие.

Каждая социальная страта имеет свою социальную реальность, ценности и интересы, образ и стиль жизни, доходные и имущественные характеристики, свое жизненное целеполагание.

Формируются микромиры, где свои принципы права, морали, политических норм, оценки страны. Человек идентифицирует себя с теми, с кем ощущает большую связь.

Что нас ждет? Ведь жить нам единым народом. Победить ни одна из подобных страт не победит. Переубедить друг друга мы, скорее всего, тоже не сможем. Чувство отчуждения разных социальных групп друг от друга и от общества в целом не исчезает. Объединяться люди готовы исключительно на непродолжительное время и только для решения конкретных задач. Куда нас приведет подобная стратегия поведения? В тупик?

Итак, картина следующая: общество сильно дифференцировано, его психологическое состояние, во многом из-за негативного влияния СМИ, неважное; широко распространена атомизация, люди доверяют только самым близким и родным и в состоянии сохранять вежливость только там, где этого требует рациональность рыночного общения, но не с незнакомцами.

Что же нужно, чтобы преодолеть взаимное недоверие и атомизацию общества и как этого добиться?

атомизация общество Медиа

VS

1 мар 2019 в 14:57

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (2)
Feather

1 мар 2019 в 16:36

Советую по этому поводу прочитать книгу Максима Трудолюбова "Я и моя страна: общее дело". В ней выдвигались предложения по решению проблемы общего недоверия в российском обществе.
Arhan1982

2 мар 2019 в 14:59

Людям нужно было получить эту передозировку свободы, чтобы потом адекватно воспринимать реальность