Культура несогласия (3)

Предлагаю использовать риторический подход. Что это значит?

Риторика – раздел лингвистики, рассматривающий язык как инструмент, который человек использует для решения определенных практических задач. Именно прагматический подход к языку отличает ее от других разделов лингвистики. Риторические приемы с одной стороны являются продуктом культуры (т. е. различны в разных обществах, социальных группах и эпохах), а с другой представляют собой средство, формирующее отношения между участниками сообщества, способы решения возникающих задач. Решая прагматические задачи посредством риторики мы тем самым создаем систему отношений между людьми.

Допустим, мы ставим перед участниками акта общения задачу добиться согласия. Для достижения согласия необходимо осознание каждым участником необходимости учета интересов других участников и сознательные действия в этом направлении.

На каком материале следует отрабатывать эти навыки? На мой взгляд, основой могут стать произведения русской классической литературы, произведения которой являются обязательными к изучению в школе. Энтузиазма по поводу изучения классики в школе в последнее время все меньше и все чаще высказываются мнения об отмене необходимости проходить художественную литературу в школе.

А если вместо отмены придать изучению художественной литературы новую мотивацию? А именно возможность в ходе изучения книг, входящих в программу, обретать и отрабатывать полезные навыки, в частности, умение спорить, формулировать и отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в ее пользу и выслушивать доводы оппонента.

Изучая то или иное художественное произведение ученики должны обязательно высказывать собственное мнение, уметь его отстаивать, используя специальные риторические приемы, а также учиться оценивать мысли автора, давать собственные характеристики героям, критиковать автора, делать аргументированные выводы.

Не говоря уже о том, что чтение – важное и необходимое средство для расширения кругозора, опыта, углубления мировоззрения, формирования внутреннего мира. Все эти качества важны для формирования личности, способной к уважительному диалогу на равных.

Очевидно, что развитие речи в обществе является залогом успеха и благоденствия данного общества. Удачное устройство речевых отношений и успешные речевые действия обеспечивают все формы жизни общества и, в частности, экономическую жизнь общества. Экономический расцвет США, Японии и некоторых других стран во многом объясняется развитой риторической теорией и практикой, обеспечивающей разрешение конфликтов и продвижение проектов речевыми средствами.

Итак, на любой стадии развития общества существуют источники различий, противоречий и конфликтов, каждый из которых имеет особый характер и свою степень остроты. Острота противоречий и конфликтов зависит от того, как общество и отдельные лица умеют справляться с конфликтообразующими ситуациями.

Что еще интересно, как только в истории России теплел политический климат, такие ценности как достоинство человеческой личности и личная независимость получали немедленное распространение. Дворянство получает Манифест о вольности и через двадцать-тридцать лет рождается поколение Пушкина и декабристов, для которого понятие о личной независимости было основой идентичности. Стоило в 1905 г. явиться Манифесту о политических и гражданских свободах – и тут же бурно закипела общественная и хозяйственная жизнь.

Причиной этого, является то, что русские – народ христианско-европейской цивилизации, где личность – центр бытия, следовательно, мы подсознательно ощущаем нормой уважительное отношение к себе как к творению Божьему и самоценность каждой человеческой личности. А диалог, как мы помним, возможен только между личностями, носителями внутреннего мира. Значит – надежда на лучшее есть, но нужно учиться правильным риторическим приемам и делать это как можно раньше, начиная со школы.

культура личность

VS

15 мар 2019 в 17:29

Похожие материалы
Комментарии (0)

Пока нет комментариев