Малый бизнес и большие нацпроекты

Малый бизнес и большие нацпроекты

О том, что долю малого бизнеса в российской экономике нужно увеличивать, говорят много лет. И много лет доля не растет – все те же двадцать с небольшим процентов. Изменит ли ситуацию национальный проект по поддержке малых и средних предприятий?

Он, конечно, внесет свою лепту, но, если честно, не очень верится, что его инструменты поднимут долю МСП вдвое, до европейских 50-60%.

То, что объем финансовой поддержки МСП планируется значительно увеличить – это, конечно, хорошо. Кредиты по ставке не выше 8,5% на сумму 10 трлн. руб. – это существенно. Хотя надо понимать вот что.

Мы, пока готовили Дорожную карту по развитию несырьевых секторов экономики, изучали ситуацию с так называемой «экономикой простых вещей» или, иначе говоря, производством товаров народного потребления. Традиционно доля МСП в этом секторе очень велика. Так вот, данные Росстата показывают интересную картину.

Малый бизнес и большие нацпроекты

Если присмотреться, то увидим, что даже если ставку кредита (в льготном варианте) понизить до 8,5%, то в большинстве производственных секторов рентабельности все равно не хватит, чтобы ее обслуживать. Не та у нас экономика сейчас, не те прибыли, чтобы 8,5% сильно соблазнили производственников.

Кстати, предыдущая льготная «Программа 6,5%» была, мягко говоря, не слишком успешной, мы изучали ее реализацию. Провели 35 контрольных закупок в 7 регионах, и всем обращениям получили отказ. В половине уполномоченных банков заявили, что лимит уже исчерпан, еще в нескольких – что знать ничего о программе не знают. А в оставшихся случаях мелкий заемщик не дотягивал до высоких требований банка. Посмотрим, что станет с новой массовой раздачей льготных кредитов. Но ясно, что льготную ставку стоило бы снижать гораздо радикальнее. У малого бизнеса функция не только и даже не столько экономическая, сколько социальная. Это рабочие места, это гибкость трудоустройства (в том числе и в зрелом возрасте), это стабильность в обществе. И задача нарастить долю МСП, которую все никак не удается выполнить, гораздо важнее, чем может показаться.

А почему я так сосредоточился именно на производственных малых компаниях? Ведь МСП – это и услуги, и торговля. Все дело в том, что у нас в России катастрофический провал именно в этой области. 95% участников сектора МСП – это индивидуальные предприниматели и самозанятые. Количество компаний – малых, а тем более средних – сокращается, вместе с численностью занятых на них работников, примерно на 6–7% в год.

Одними кредитами обстановку не изменишь. МСП не существует отдельно от остальной экономики, и для его развития нужно решать общие проблемы.

Одна из острейших – это избыточные требования контрольных органов. Регуляторная гильотина, о которой сейчас говорят, теоретически способна «обрубить» много лишнего, что получится на практике – посмотрим. Мы со своей стороны предлагаем дополнить подход созданием так называемых «гайдлайнов» - кратких руководств для отдельных отраслей. Свой гайдлайн для магазина, свой для ресторана, свой для производственного цеха, и так далее. И каждый представляет собой исчерпывающую инструкцию с набором контрольных требований от государства. Чтобы малому бизнесмену все было ясно, и проверки не превращались в игру на выживание.

Ну и, наконец, как ни облегчай административное регулирование, малый бизнес не может расти, если нет платежеспособного спроса на его продукцию и услуги. А доходы населения падают пятый год. Тут задача куда серьезнее, и решать ее нужно всеми нацпроектами сразу.


малый бизнес нацпроекты Россия бизнес экономика

A_Chto_Titov

12 мар 2019 в 14:48

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (4)
KudashkinVasiliy

12 мар 2019 в 16:22

Хакасия защитила ряд проектов на развитие МСП на сумму примерно 1 млрд. руб. за 5 лет. В 2019 году обещали поступление примерно 200 млн. Были запланированы средства для государственной микрофинансовой организации, субсидирование % по кредитам и лизингу. В итоге, сейчас говорят, что остались средства только для монопрофильных территорий и некоммерческого сектора. Как НКО будут развивать производство непонятно. Еще 40 млн. планируют истратить на экспортный центр. Кто принимает решения никто не знает, все кивают на МЭР РФ. Там в последний момент все меняется на 180 градусов. Полнейшая неразбериха!
Yuri

12 мар 2019 в 16:27

Приятно и интересно читать авторский материал, мысли конкретного человека.
MarinaKarpova

12 мар 2019 в 21:09

Хорошая статья. Все очень продуманно, жаль, что те, кому давно бы стоило прислушаться, слабослышашие в массе своей. Вопрос можно? А почему "гадлайн"? Разве это понятие не из довольно узкой сферы? брендбук (brandbook), логобук (logobook), гайдлайн (guideline). Вам не кажется, что мы этими словами "забалтываем" хорошие реальные дела? Вот спрошу я в Ухте у предпринимателей - как считаете, нужен нам гадлайн? Как думаете, что мне ответят?)
MarinaKarpova

12 мар 2019 в 21:10

ой, ошибок налепила, а исправить никак(((