Малый бизнес, расти!

Малый бизнес, расти!

Малый бизнес должен расти. Это звучит уже не как призыв, а похоже на заклинание.
Действительно, этот сегмент бизнеса потенциально может быть не только основой роста экономики, но и способом решения многих задач, которые не под силу другим структурам. Во-первых, малый бизнес мобилен и легче адаптируется к изменениям. Во-вторых, это быстрое создание рабочих мест. В-третьих, экономически выгоднее на стартапе рискнуть малыми, чем большими вложениями. В-четвёртых, большое видится на расстоянии, а малое вблизи, поэтому малый бизнес удовлетворяет потребности и решает социальные задач, которые исходят непосредственно от потребителя, на что часто государство не способно.

Почему ж ты не растёшь?

Приведу несколько факторов, которые наблюдаю изнутри.

Первое. Прекрасная статья и инфографика опубликованы Б.Ю. Титовым и справедливо замечено, что льготное кредитование под 8,5% - это по-прежнему много, учитывая самоокупаемость и/или рентабельность многих производств на уровне инфляции. Однако, даже при такой ставке кредитные организации гарантированно получают доход от разницы со ставкой ЦБ РФ в 7,75%. А малым предприятиям не приходится рассчитывать на доходность, да и не так-то просто получить это кредитование.
Второе. Контроль со стороны госорганов, в первую очередь, налоговых. Фискальная функция должна выполняться, бесспорно. Но вот мои наблюдения: за 2 месяца 2019 года получено 6 требований от ИФНС при том, что декларации сдаются и налоги уплачиваются не копеечные и своевременно. И так по многим организациям, которые знаю лично. При общении с налоговиками веских причин не называют, якобы организация попала в выборку. Остаётся надеяться на "гильотину" и мораторий на проверки малого бизнеса не налоговыми структурами.

Третье. Налоговым законодательством по региональным налогам для малого бизнеса (УСН, ЕНВД и др.) предусмотрены манёвры со снижением ставок до 0%. Не знаю, как в других регионах, но в Калужской области это было замечено единожды - поддержка после кризиса 2008 года. Правда закон вышел 19 декабря, а налоговые органы необходимо уведомить о желании сменить ставку до 21 декабря. Полагаю, успели не многие.
Четвёртое. Так называемые "обязательные затраты". Что имею ввиду? Отчёты и декларации уже давно не принимают в бумажном виде - необходимо сдавать через агентов или приобретая программное обеспечение и оплачивая услуги операторов. В среднем 3500 - 7500 рублей в год. Закон о применении ККТ всех обязал перейти на новые фискальные аппараты. А если раньше предприниматель мог не применять ККТ, то теперь (совсем скоро) обязаны все выдавать фискальный чек и передавать его он-лайн в ИФНС, если ведут денежные расчёты в наличной форме. Это ещё порядка 20000 рублей + ежегодное обслуживание. Альтернативой мог бы стать эквайринг - удобно, безналично, выдаётся чек. Но покупкой или арендой оборудования вопрос не решается. Банки хотят от 1,8% комиссии с каждого чека. Зачастую учредитель из чистой прибыли получает меньше, чем банк забирает из выручки (которая должна ещё покрыть затраты и налоги, прежде чем что-то останется предпринимателю). Эквайринг обойдётся ещё порядка 12000 рублей в год + комиссия.

Давайте посчитаем

Возьмём типичного представителя малого бизнеса на УСН с 15% ставкой налога, выручкой до 500 тыс. руб. в месяц. В деятельности используется льготный кредит в 1 млн. руб. Пусть 35% выручки оплачивается безналично через эквайринг и рентабельность составит 8%.
Получаем из вышеназванных цифр почти 75000 рублей обязательных затрат в год. Это почти 2-3 заработные платы сотрудника.
Обслуживание кредита 85000 руб.
Налог по УСН ещё 72000 руб.

Итого: 232000 рублей или почти половина прибыли.

Что можно предложить

Пройдусь по тем же 4 пунктам.
1) требования к заёмщику и условия получения кредита должны быть мягкими - если уж малый бизнес может себе позволить обслуживать этот кредит, нужно не препядствовать его получению;

2) "регуляторная гильотина" должна показать свою работоспособность и эффективность, а разные налоговые требования не должны касаться одного и того же налога;

3) регионам необходимо использовать возможность снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, поскольку и без основного налога малый бизнес перечисляет в бюджет больше 43% "зарплатных" налогов и зачастую не принимает НДС к вычету, уплачивая его в цене своим поставщикам;

4) если есть обязательные требования соответствовать каким-либо изменениям правил, они должны быть смягчены не столько увеличением времени на осуществление перехода, как обеспечены реальными техническими возможностями, субсидированием затрат на переход или регулированием цен не олигополиями, а государством (это только для малого бизнеса).


Эквайринг оставлю рыночному регулированию. Хотя ставка "от 1,8%" имеет слабое экономическое обоснование и очень ВЕЛИКА для малого бизнеса.

малый бизнес государственная поддержка рост экономика

Yuri

12 мар 2019 в 17:47

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Olga

5 авг 2019 в 19:43

Согласна: ставка по Эквайрингу от 1,8% - просто грабеж!