Маркетинг в малых дозах
Глядя на этот совершенно замечательный по своей искренней наивности плакат можно впасть в тихую тоску по былому, типа как жили-то при советской власти! Можно разразиться праведным либеральным гневом, что в те годы подобная наглядная агитация висела разве, что в спецбуфетах, а теперь этот плакат включили в уставные документы партии власти. Но это все вторично и вызвано тем, что с некоторых времен черная икра превратилась в потребительский фетиш, сакральное прикосновение к которому возможно только для избранных. Мне довелось застать то время, когда данный продукт можно было приобрести за 20 рублей пол-литровую банку. И естественно не в магазине. Единственный магазин, который тогда торговал этим продуктом (и очень многими другими сверхдефицитами) был Торгсин, в котором платили не рублями, а чеками Внешторга. Но это отдельная тема. В те времена 20 рублей были очень значительной сумой, но вполне посильной для очень многих граждан страны. Но как-то было не принято в повседневной жизни питаться икрой. Покупали ее как правило для целей лечебного питания в соответствующих случаях.
Теперь после небольшого экскурса в прошлое, от которого просто не было сил удержаться, перейдем к самому плакату. Больше всего удивления вызывает повелительная модальность слогана. При этом употреблен весьма экспрессивный глагол заставляй! При этом возникает образ энергичного и волевого строителя коммунизма, в обязанности которого помимо борьбы с внешними врагами входит еще борьба с собственным организмом, который категорически не хочет воспринимать этот продукт в себе самом. Если бы этот плакат был подписан Минздравом, и содержал бы какую-нибудь информационную часть, типа черная икра содержит изобилие витаминов и микроэлементов, а потому заставляй себя! Это было бы как-то понятно. Но почему воспитанием полезных привычек через применение силы воли вдруг занялся Главрыбсбыт? Ответ весьма прост. Есть предположение, что появление этого замечательного плаката было вызвано временным явлением затоваривания данного продукта в торгово-сбытовой сети.
Вполне возможно, что выдалось несколько успешных лет, когда добыча икры превысила ее потребление. Это вполне возможно, в условиях жесткого планирования, когда спрос и его уровень не являются основными критериями, определяющими объем производства. Как правило, это приводило к появлению дефицита, когда выпускаемой продукции не хватало всем желающим. А тут перепроизводство... В условиях рыночной экономики сразу предприняли бы систему действий: снизили производство, переизбыток распродали бы с дисконтом или по акциям типа 2+1, вложились бы в продвижение продукта, чтобы сформировать культуру более частого и регулярного потребления икры гражданами. Но это все маркетинг, которого не было и не могло быть в условиях плановой экономики, не знавшей таких понятий, как емкость рынка, уровень спроса, удовлетворение потребностей. Поэтому все ограничилось плакатом, который призывал всех сознательных граждан оказать помощь Главрыбсбыту путем принуждения себя к поеданию переизбыточного продукта.
Впрочем, маркетинг и сейчас не особо прижился на бескрайних просторах нашей Родины... Поколение дефицита пока еще рулит в экономике, а оно не может работать в условиях, когда все у всех есть, им обязательно нужно, чтобы чего-то не хватало, потому что в условиях дефицита не нужно ломать голову над продвижение продукта и прочей ерундой, чтобы получать сверхприбыль.
Что такое ПИПИДАСТР
Смешное, немного пикантное и слегка вульгарное слово "пипидастр" пришло к...
О чем рассказывать в соц.сетях
Рассказывать в социальных сетях можно много о чем. О погоде,...
20 янв 2019 в 16:05