Мифология и ранняя философия Азии

Мифология и ранняя философия Азии

Пост № 2

Мифология и Ранняя Философия АЗИИ

КИТАЙ

Китайские мифы носят зооморфный характер, действующих в них богов и духов (сходство с животными, птицами рыбами, которые, как правило, были полуживотными, полулюдьми). Главный бог – Шан-ди, которому все остальные подчинялись. Государь – это «сын неба». Существовал культ предков – признание влияния умерших на судьбу потомков. В философию вошли духи «инь» и «ян». С их помощью ведется объяснение становления и развития Вселенной, Земли и всего, что на ней происходит. Натурфилософские идеи (время, пространство, дух, материя, земля, вода) не занимают главного места. Главное место отдано этике (конфуцианство), проблемам управления страной, выработке планов идеального общества. Не разработаны в китайской философии и проблемы логики.

Конфуцианство

Конфуцианство - учение, не постигающее религиозную истину, но направляющая ум к практической нравственности. Практическая нравственность диктуется  практической нуждой (трудом человека)  и частной собственностью.

Письменных источников  от Конфуция не осталось (как и от Сократа). Рассказы и записи учеников «Беседы и суждения». Его философия – антропоцентризм – проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций разработал концепцию идеального человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры (гуманность, человечность, любовь к людям; справедливость, верность). Учение «сяо» - учение о сыновней почтительности, уважение к родителям и старшим. «Сяо» – эффективный метод управления страной, ибо страна это большая семья. Музыка как средство облагораживания нравов. Большое место отводил этикету, как своду правил благопристойности, регулирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. После смерти Конфуция конфуцианство распалось на 8 школ.

Школа Мэн-цзы

Доброта – врожденное качество человека. Человек знает и понимает, что такое добро, а также способность творить его. Зло существует как результат ошибок людей. Правление должно быть гуманным. Главное в управлении страной – справедливые приказы и точность следования закону.

Даосизм

Исходная идея философии даосизма – учение о «дао»:  путь, закон, природа. Учение о пути, естественном, вечном и всеобщем  законе возникновения, развития и исчезновения Вселенной – главное в философии даосизма (напоминает доктрину «необходимости» современных философов). Отсюда возникает принцип следования «дао», т.е. поведения (действий), согласующегося в микрокосмосе с «дао» (природой) человека, а в макрокосмосе – с «дао» Вселенной. Т.е. так как человек от рождения наделен добротой, любовью, милосердием (прирожденными качествами) , то достаточно следовать этим ценностям, чтобы обрести, свободу, счастье, успех и т.д.  Всякое же действие, противоречащее «дао», означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

ЯПОНИЯ

Ранняя религия синтоизм – путь, учение богов. Это была форма от конкретно-чувственного восприятия (через мифологию) к его осмыслению с позиций индивида.  Однако, эта религия с точки зрения абстрактных понятий была бедна.

Но общественное развитие требовало  более цельной и яркой формы осмысления мира. Им стал буддизм, который заостряет внимание на терпимости, выдвинув на первый план образец-наставник для людей, ведущего людей по пути нравственного совершенства, к достижению нирваны, высшему состоянию.

Мифология Азия Конфуцианство

tim_rost

27 ноя 2018 в 10:08

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев