Мифология и ранняя философия

Мифология и ранняя философия

ПОСТ №1

Прочитал выдержки  из монографии о буддизме и задался вопросом, что было в мире до философии ?

Философия возникает при переходе общества из первобытного состояния практического изучения и освоения природы для выживания к следующей стадии – цивилизации, как отражения сознательного использования накопленного опыта  и попытках предсказаний и обобщений явлений внешнего  мира и его духовного осмысления.  В этот период произошел переход от мифологической формы общественного сознания (предание, сказание) к философии как новой форме общественного сознания.

Итак, Мифология и Ранняя Философия

Мифология – это способ миропонимания, который не разграничивает природу и человека; в нем все слитно; фантазия и реальность. Мифология (как и дальше философия) закрепляет принятую в обществе систему ценностей (это важно). Через эпос, сказку, легенды, исторические предания она вошла в современную культуру.

В мифах все силы природы обожествлялись. Главным действием людей считалось действие их по отношению к богам, гимн во славу бога, сопровождаемый жертвоприношениями. Такому действию приписывались магические свойства, способные умилостивить бога, а через них и природу.

Разные страны, разные формы


ИНДИЯ

В «Ригведе» - самой древней книге человечества существуют философские размышления, поднимающиеся над мифологией: где солнце ночью, куда деваются звезды днем, откуда и куда дует ветер… Дается гипотеза, что все вещи произошли из первоэлементов: огонь, вода, воздух, земля, дерево. Более того, говорится о космогоническом гимне: первооснова жизни не определена, лишена конкретного содержания, аморфна, и поэтому она есть нечто единое, но о ней нельзя сказать, что она существует или не существует. Единое делится на противоположности: сущее не сущее, низ и верх, день и ночь, смерть и бессмертие и т.д. Что касается богов, то они появились после. В «Ригведе» видны начала наивного реализма.

Далее Ведическая литература дает возможность проследить, как постепенно в древнеиндийской философии мысли внимания от явлений внешнего мира переходят на человека, его психику и мышление.


Школа ЧАРВАКА

Школа «чарвака» признавала, что внешний мир существует независимо от человека.

Он может быть изменен, но не магией, молитвой или жертвоприношением, а путем физического воздействия. Природа управляет сама собой.

Добро и зло, согласно этической теории «чарвака» – это создания человеческого воображения. Реальны лишь страдания и наслаждения чувственного бытия (забегая вперед: созвучно гедонизму – «наслаждение» - учение о наслаждении как высшем благе).

Тяжелый путь совершенствования человека находится в зависимости от критериев благочестия, принятых в обществе. Но самый главный из них – соотнесенность с абсолютом, который начинается с общечеловеческих норм морали, но не предполагает отречения от земных страстей, искушений. «Чарвака» не предполагает аскетический образ жизни, который проповедует уход от тяжелой, неблагоустроенной жизни и бегство от нее в смирение, безразличие, самосовершенство (сущность буддизма).

На первый план в «чарваке» стоит обращение к самосознанию (Сократ «познай самого себя»).


Буддизм

Выступает против религиозных ритуалов. Центральная проблема – бытие личности. Стержень буддизма – это проповедь Будды о 4 благородных истинах: страдание, причина страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий, освобождение от страданий. Психологическая реальность – страдание, понимаемое как ожидание неудач, потерь, в основе которого лежит страх. Но страдание неотделимо и от надежды. Страдание – изначально и органично для жизни. Сансара – бесконечные перерождения . Медитация – основа познания, созерцательное размышление. Личность не отделима от окружающего мира. Нет противоположности объекта и субъекта, духа и материи. Все есть целостность, единство.


Джайнизм

Рассматривая проблемы сознания, сторонники джайнизма признают два вида познания:

·         Несовершенное – непосредственное, чувственное;

·         Совершенное – интуитивное, способность постичь истину путем прямого ее усмотрения, без обоснования эмпирическими данными и логическими доказательствами. Признают адекватность знания предмету познания.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного в совершенное играет этическое воспитание личности. Философия джайнизма учит различать идеальное и обычное состояние, религиозную и светскую мораль.

Мифология Ранняя философия индия

tim_rost

26 ноя 2018 в 12:17

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев