Мифология и ранняя философия

Мифология и ранняя философия

ДРЕВНЯЯ  ГРЕЦИЯ

Время возникновения ранней философской мысли в древней Греции конец VII начало VI века до н.э. Это был период правления родовой знати, развития рабовладения, ремесел и торговли. На смену мифологическим образам Хаоса, Земли, Эрота приходят философские понятия пространства, материи, движения. Настало время 7 мудрецов. Первым среди них был Фалес Милетский - философ, астроном, математик (сочинения не сохранились).  Он ввел понятие «начало» как мирового вещества, из которого возникают все вещи (у него первооснова – вода). Ввел понятие – элементы; неразрушимость материи, которая движется самопроизвольно и постоянно. Он первый поставил вопрос «что есть все ?».

Античные философы были наивными материалистами, согласно учению которых весь мир имеет своим первоначалом и первопричиной один из материальных элементов (воздух, воду, землю, айперон). Никто из них не уделил никакой роли божественному уму.

Анаксимандр

«Части изменяются, целое же остается неизменным». Т.е., если различные состояния материи переходят одно в другое, то целое – вся материя в совокупности – не может перейти в какое-нибудь другое первоначало.

Основа всего сущего – АПЕЙРОН – «материя», «материальная причина». Это абстрактная, неопределенная материя. Апейрон активен. Вечное движение более древнее, чем вера (боги). Благодаря движению апейрона одни вещи рождаются, другие умирают.

Анаксимандр – стихийный диалектик, т.к. мир по нему – это бесконечное движение связей и взаимодействий. Он учил, что из единого (апейрона) выделяются противоположности (теплое и холодное; сухое и влажное). Миров существует бесконечное количество. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей.

Пифагор и пифагорейский союз

Его учения:

·         О бессмертии души;

·         О метемпсихозе (сансара) – переселение душ в сочетании с памятью предков;

·         Требование очищения (катарсис как высшей этической цели);

·         Проблема чисел как сущности вещей;

·         Социальные проблемы «у друзей все общее».

Цель: уяснить сущность многообразных вещей, найти то общее, что их объединяет, открыть их отношения и связи. Раскрывает эти проблемы через нумерологию (числа).

Гераклит

В основе всего – огонь; все переменчиво. Т.е. в основе лежит материальный первоэлемент. Он использовал принцип детерминизма, т.е. принципа о причинной обусловленности явлений, признании необходимости в их развитии; необходимость – это развитие без случайностей так как оно происходит по причинно-следственным связям. Необходимость по Гераклиту – это всеобщий закон (логос), созидающий сущее из противоположного движения. Логос – это своего рода диалектический закон. Случайность возникает благодаря действию внешних сил.

Учение о познании – гносеология от Гераклита. Человек обладает двумя средствами познания: чувственным восприятием и логосом (который можно познать только разумом)

Причина возникновения вещей не разумная и целесообразная воля и творчество бога, а природная необходимость и случайность.

Демокрит

Ввел новую форму материализма – атомистическую (трудов не дошло).

Природа по Демокриту – масса вечной и бесконечной материи, находящейся в бесконечном движении и изменении. Бытие состоит из атомов и пустоты. «Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств. Они находятся в непрестанном движении. Атомы не делимы».

Из атомистики Демокрита вытекает признание универсальной причинности. Атомы взаимодействуют – отталкиваются и сцепляются – что приводит к новым вещам и явлениям. Случайность – явление, причина которого не известна. Необходимость всех явлений и процессов природы – это результат вечности времени, беспредельности пространства, вечности атомов. Душа тоже есть соединение и разъединение особых атомов. Значит, душа смертна. Значит, нет загробного мира. 

Познание. Два рода познания: истинный и темный. Ощущение дает образ предмета, но оно не может проникнуть в малое. Не ощущаемое определяется разумом.  Только разумное знание является полным, истинным.

От вещей исходят образы, или «истечения», которые улавливаются органами чувств человека, после чего возникают ощущения.  «Истечения» Демокрит назвал «идеалами».  Итак, ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы (идеалы). Боги – это идеалы, истекающие от явлений природы, а потому они не бессмертны. Демокрит применял в своих исследованиях аналогию и гипотезу. Аналогия – поиск в вещах и явлениях соответствия, сходства признаков, свойств. Гипотеза – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которых будет еще доказываться.

К государственному устройству люди приходят через нужду и потребность, ибо человеческие руки, ум и сообразительность создали цивилизованное общество: жилище, одежду, орудия труда.  Т.е. польза труда и нововведений создали цивилизацию.

Религия. Боги – создание людей. Две причины: гносеологическая – результат существования образов (идеалов) в природе, которые порождают страх людей и не могут объясниться человеком; психологическая – страх людей перед будущим в жизни и после смерти. Возможен и обман, как зомбирование психики людей, с целью внушить людям страх из-за отсутствия смысла жизни. Тогда внушают, что смысл жизни есть служение богу (что есть истина ? Истина есть бог).

СОФИСТЫ

Софисты – учителя «мудрости» и «красноречия».  Платные учителя мудрости, которые обучали всему. Главное место обучения – риторика.  Вобщем, по современному это репетиторы. Основное в учении – вопросы познания истины, учили о важности роли разума в поиске истины. Софист и софистика – характеристика лиц и приемов, связанных с сознательным применением ложных аргументов и логических уловок.  «Софистика» - это преднамеренное, сознательное применение  в споре и в доказательствах софизмов. Аристотель называл софистику «мнимой мудростью».

Софистов интересовали проблемы  справедливости и равноправия граждан. Равноправие направлено на заключение государственного договора, который обеспечивает равноправие граждан, но ограничивает их свободу.

Цель философии софисты видели в открытии для индивидов пути к личному счастью, т.е. счастья как спокойствия духа.

Сократ

Сын скульптора и повивальной бабки. Философские взгляды носили антропоцентрический характер, так как в центре его философии был человек. Философия материального его не волновала: космос, природа вещей, развитие… Его волновали сознание и самосознание человека, поведение, отношение к другим людям и общественной жизни. Цицерон «Сократ свел философию с неба на землю, в города и дома». Сократ : «путем размышлений можно найти истину». Майевтика – установление истины с помощью искусно поставленных вопросов (близок к софистам). Поиск общего в частных случаях (элементарный индуктивный прием). Ирония – прием тонкого, скрытого или лукавого высмеивания или вышучивания, при котором ведется поиск истины.

Философия по Сократу – это учение о том, как надо жить. Знание делает человека счастливым.  Счастье – это цель и средство жизни. Требование внутренней свободы личности, достигаемой благодаря самопознанию и независимости от внешнего мира.  «Благо есть полезное». Но абсолютного блага нет, что одному полезно, то другому вредно, т.е. все относительно. Современность – благо это материальная или духовная ценность, удовлетворяющая потребность человека: здоровье, духовное здоровье, занятия наукой и искусством, согласие в семье, дружба, благоустроенное государство. Управлять государством должны умелые люди, а не каждый, что подразумевала афинская демократия – по жребию. Т.е. Сократ выступал против существующих традиций, законов.

Платон

Создатель теории идеального государства. Государство – это результат врожденных у людей потребностей к объединению.

Красота – единение  тела, души и ума. Здесь сливается прекрасное с нравственным и физическим.

Платон считал, что существует два мира – мир идей и мир вещей, при этом последний – это отблеск мира идей. «Софист отличает частности, но не умеет их обобщать».

Аристотель

Ученик Платона. Критически переосмыслил философию Платона и создал собственную. Логика направлена на достижение истинного знания.

Основной принцип мышления – закон противоречия: «невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету».

Второй закон мышления – закон исключения третьего: «если утверждения противоположны, то не может быть «среднего» утверждения, как истинного».

ФИЛОСОФИЯ  ЭПОХИ  ЭЛЛИНИЗМА

Возникла после распада империи Александра, что повлияло на всю духовную жизнь общества. Возникли три главных течения: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

СКЕПТИЦИЗМ

«Скептиос» - рассматривающий, исследующий. Как философское гносеологическое (познавательное) учение выражает недоверие к любым определенным взглядам и представлениям, сомнение в их истинности. База: в природе много противоречащих явлений (суждений), которые в определенный период исследования равносильны. Так вот надо воздерживаться от суждений решительного предпочтения одного суждения над  другим. Почему? Все вещи и явления текучи, качества относительны, потому что определяются через чувства, которые у разных людей разные.

ЭПИКУРЕИЗМ

Основал свою школу под названием «САД». Учение о нравственности – этика.  Вселенная бесконечна, элементы вселенной – атомы, пустота – занимаемое ими пространство. БОГ – это этический идеал и не вмешивается в жизнь людей. У него нет «мира идей» и «первого двигателя». Источник движения материи в свободном отклонении атомов.  Душа умирает с телом, так как суть души состоит в движении атомов в теле.

Начальный акт познания (источник знания) – ощущения, чувства и общие представления – понятия. Через них устанавливается связь объекта с субъектом.  В основе логического мышления лежит индукция – движение мысли от частного к общему. 

Этика – практическая философия. Счастье – удовлетворение желаний, то, что приносит человеку удовольствие. Удовольствие – это не чувственное наслаждение, а отсутствие страдания, душевных тревог. Это включает здоровое тело и спокойный дух. Этика Эпикура противостоит этике стоицизма, которая считала, что всякие потребности заслуживают презрения, жизнь подчинена року, и если человек запутался в хаосе жизненных отношений, то самоубийство – достойный выход. Стоики считали, что существует некий мировой план и всеобщая целесообразность.  Два философских подхода поставили вопрос понимания человеческой свободы и высшего назначения человеческой жизни.

Этика Эпикура не соглашалась со скептицизмом, утверждавшим, что человек должен следовать тому, к чему его влекут ощущения и чувства. Эпикур был противником грубых чувственных наслаждений, так как считал, что нравственная жизнь требует соблюдения надлежащей меры во всем.

Справедливость рассматривается как поступок, направленный на то, чтобы не принести вреда другому, но и не терпеть его от других. Отсюда – необходим общественный договор, который обеспечит справедливость.

Мудрость – способность исцелять людей от душевных страданий. Мудрец выше обыденной мирской суеты.

Религия порождается страхом перед смертью и загробным миром.

Философия Эпикура направлена на то, чтобы вырвать человека из оков необходимости.  Человек должен не плестись в хвосте событий, а иметь возможность  делать выбор, понимая природу необходимости и ее связи со свободой.  Для стоиков необходимость - это судьба, рок.

СТОИЦИЗМ

Против  учения Эпикура вела борьбу школа стоиков , получившая свое название от афинского портика – живописной Стои в Афинах, где она возникла. Стоицизм – течение эллинистической и римской философии, стремившейся обосновать внутреннюю независимость  и непоколебимость человеческой личности (основатель Зенон из Китиона около 300 г.до н.э.).

Как Эпикур, так и стоики главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и на учение о познании, которое они называли логикой.  Физика – учение о природе стоики взяли у Аристотеля (учение о форме и материи) и идеи Гераклита (мир произошел от огня, учение о логосе - Боге, или законе).  Мир един, наделен божественными свойствами, целесообразен и совершенен (атомы, пустота – это игры, поиск  разума). Логос пронизывает весь мир, это его имманентная внутренняя сила мира, природный закон, управляющий мировым развитием.

Если философия Эпикура направлена на то, чтобы вырвать человека из оков  необходимости, то      для стоиков необходимость - это судьба, рок.  Судьба «ведет»  того, кто ей повинуется и «насильно влечет» того, кто ей сопротивляется. Человек должен, таким образом, жить по логосу. Только такая жизнь добродетельна.  Добродетель у стоиков определяется как разумение, знание о добре и зле.  Благо – это знание о добре и зле, а порок единственное зло. Все остальное может содействовать и добродетели и пороку.

Все остальное – «предпочтительное»: здоровье, богатство; «непредпочтительное»: болезнь, бедность.

Тот, кто выше личного блага ставит благо государства и при необходимости не колеблется принести ему в жертву свою жизнь, тот постиг необходимость логоса.

Философия Древнняя Греция Этика

tim_rost

28 ноя 2018 в 9:52

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев