Московская товарная биржа.Часть II

Константин Боровой о первой советской бирже:
Вы активно участвовали в кооперативном движении, создавали первую биржу, Ассоциацию брокеров. Иногда пишут, что слово «брокер» в новый словарь русского языка ввели именно вы, предпочтя его «маклеру». Это так?
Да, действительно, я создал Российскую товарно-сырьевую биржу. Параллельно, при мэрии Москвы, создавали свою биржу комсомольцы: бывший секретарь ЦК ВЛКСМ Иосиф Орджоникидзе, Юра Милюков, Костя Затулин. Им,распоряжением Гавриила Попова и Юрия Лужкова дали эксклюзивные права на реализацию товаров Госснаба, и они смеялись надо мной и моим проектом.
Комсомольцы пользовались термином «маклер», это была отсылка к истории русских и немецких бирж, а я тогда поддерживал контакты с Нью-Йоркской фондовой биржей и решил использовать современный универсальный язык. Мы даже перевели уставные и регламентирующие документы. Так мы ввели в русский язык слово «брокер», и оно прижилось. Я вообще много терминов ввел. Например, на одной пресс-конференции я впервые использовал термин «криминализация власти». Надо мной посмеялись, а термин снова прижился.
Правда, что вы организовали биржу чуть ли не в квартире?
Почти так, в Политехническом музее. Я собрал знакомых кооператоров и объяснил, что им нужна общая площадка для проработки схем и реализации товаров. Кроме того, и наша первая биржа, и те, что мы создали следом, выполняли роль инкубаторов бизнеса. В течение двух лет было создано пять миллионов рабочих мест.
Конфликт с московскими властями и Юрием Лужковым начался после пикировки с «комсомольской» биржей?
Да, и Юрий Михайлович долго сопротивлялся нашему влиянию. Только когда мы стали в сто раз больше, чем «комсомольская» биржа, он признал мою правоту. Мы с ним вели полемику не только по этому вопросу, но и по многим другим. Например, на страницах газеты московской мэрии спорили по поводу государственных магазинов. Я писал в своей колонке, что это нонсенс для рыночной экономики и объяснял Лужкову принципы работы конкуренции, а он писал в ответ, что не даст предпринимателям управлять, иначе «старики с голоду умрут».
Власти Москвы тогда долго доплачивали производителю, чтобы хлеб был дешевый. А я им говорил, что правильнее было бы давать деньги напрямую пенсионерам, а те, воздействуя на предпринимателей, добивались бы снижения цен. Так и произошло. Кстати, Юрий Михайлович честно поблагодарил меня за то, что я его корректировал.
Если посмотреть архивные газеты, корректировка у вас была хлесткая. Вы обзывали их биржу блатной ассоциацией юных пионеров из пяти учредителей.
Я нередко использовал недипломатические выражения в их адрес. У них был другой путь развития рыночной экономики. Лужков и ребята очень плотно работали с австрийцами, у которых реализована менее свободная форма рынка, протекционистская. Я же ориентировался на американцев, поэтому мы и победили «комсомольцев» со счетом один к тысяче.
Толпа свободных брокеров, не обязанная ничего платить бирже, оказалась сильнее, чем небольшая группа, распределяющая товары Госснаба. Кстати, многих из этой системы я пригласил работать у нас. Например, председатель Госснаба был у нас экспертом, а еще до событий августа 1991 года мы работали с министром финансов СССР Валентином Павловым.

В начале 1990-х годов биржи возникли по всей территории страны. Чем только на них не торговали. В ходу были лес, сахар, электроника, бумага, стройматериалы, хлеб, автомобили, компьютеры и множество других товаров. Скоро Россия выбилась в мировые лидеры по количеству бирж — их насчитывалось более 1000. Конечно, большинство из них не были классическими биржевыми структурами. Многие из бирж по сути были просто ярмарками, где торговали реальным товаром. Но свою роль стимулятора торговли и они сыграли сполна. Люди стали забывать о столь ненавистном дефиците продовольственных и промышленных товаров. Эти пока еще не всем понятные квазибиржевые организации — предвестники чего-то нового — находили себе пристанище в любых помещениях, которые можно было снять на время. Многим бюджетным организациям, часто не получавшим вовремя зарплату, приходилось «грешить» сдачей внаем своих площадей. Где только не квартировали новые ростки рыночной экономики! Их соседями были работники исследовательских институтов, издательств, министерств, заводов, они снимали помещения на ВДНХ, частные квартиры. Стали совершаться первые срочные сделки.
На Московской товарной бирже (МТБ) впервые в стране стали проводиться сделки на срок с зерном и хлопком. Чуть позже к ней присоединяется Московская торговая палата (МТП), где торговался фьючерс на доллар США. Постепенно эта торговля начинает приобретать организованный характер. Кристаллизуются классические биржевые площадки, на которых торгуют в основном финансовыми активами — валютой, ценными бумагами, кредитами. Со временем в биржевом движении все яснее начинает звучать тема фондового рынка.
Источник:https://lenta.ru/articles/2015/10/30/borovoy/
https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B6%D0%B0-552938.html
http://kandinskaya.narod.ru/kniga1_6_r.html
https://uprostore.livejournal.com/6775.html
https://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/113-birjevaya-torgovlya-valyutoy-sssr.html
7 июн 2019 в 1:58