Может ли гостеприимство стать двигателем экономики?

В этом году в конце мая состоится Второй Столыпинский форум «Стратегии для России», на котором впервые будет представлена «Дорожная карта» по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России.

Это весьма конкретный документ. Он разработан по поручению Президента страны и представляет вполне прагматичную основу для перехода страны от текущей пассивной экономической политики к политике обеспечения экономического роста, к политике реального достижения национальных целей развития. К работе над «Дорожной картой» были привлечены более 1000 экспертов и практиков и ее «фундаментом» стали программы развития 9 ключевых несырьевых секторов экономики. По заключению экспертов именно они обладают наибольшим потенциалом роста и мультипликативным эффектом для экономики и социального сектора. И одним из этих секторов – «двигателей» национальной экономики определен сектор «Индустрия гостеприимства».

Что имеется ввиду?

Сегодня сектор «Индустрия гостеприимства» включает в себя деятельность предприятий туристической отрасли, ресторанов, санаторно-гостиничного комплекса, виноделие, сопутствующие профильные услуги и пр.

Казалось бы – ну как может серьезно способствовать росту нашей экономики этот чисто «услуговый» сектор? Многие до сей поры считают, что серьезно влиять на экономику этой страны могут только добыча полезных ископаемых и «тяжелые» индустриальные отрасли. Все остальное – малозначимая «периферия». Такая точка зрения есть, но она уже очень серьезно отстала от тех экономических реалий, в которых существует современная экономика,

На самом деле, сегодня практически во всем мире, именно «услуговые» сектора формируют наиболее значимое число рабочих мест и высокую добавленную стоимость.

Даже в нашей стране, которая отнюдь не является сегодня лидером в этих вопросах, в секторе «гостеприимства» уже задействовано около 4,4% всех отечественных предприятий, трудоустроено около 4,3% всех занятых и создается около 0,73% добавленной стоимости российской экономики. И это только официальные данные.

Не замечать этого – глупо, а не использовать странно.

Наши эксперты очень внимательно изучили отечественные проблемы этого сектора и те иностранные «кейсы», которые показали значимые результаты.

«Агитировать» за возможности нашей страны в этой сфере было бы странно. Мы их себе прекрасно представляем. Но почему, допустим на канадской периферии можно создать вполне успешный и эффективный туристический кластер, а в Забайкальском крае – нет? Именно ответом на это «почему» стал тот набор практических мер и решений, который предложили наши эксперты,

Прежде всего, было определено, что в отечественном секторе «Индустрия гостеприимства», наиболее перспективным с точки зрения экономического роста и создания новых рабочих мест является именно развитие въездного и внутреннего туризма. Эта сфера наиболее перспективна и в качестве «мультипликатора услуг».

Затем был разработан пакет системных мер и конкретных решений для развития сектора. С одной стороны, речь идет о тех шагах, которые позволят изменить регуляторные условия и обеспечить увеличение инвестиций в основной капитал предприятий сектора. Тут «мяч» на стороне государства и такие решения текущих экономических условиях вполне государству по силам. С другой стороны – необходимы совершенно понятные шаги для повышения доступности, качества и профессионального обеспечения отечественных туристических продуктов, трансформации системы секторальных информационных продуктов и современных цифровых сервисов. А эти решения уже в первую очередь зависят от бизнеса.

Как результат - предлагаемая программа позволит, по оценкам экспертов, увеличить число рабочих мест в этом секторе до 1,1 млн. и добавленную стоимость до 786 млрд. рублей к 2024 году, а к 2037 году создать еще около 770 тыс. новых рабочих мест и увеличить добавленную стоимость до 3,6 трлн. в год.

Цифры серьезные, но это отнюдь не отвлеченная и модная сейчас у нас «макроэкономическая фантастика». Это вполне прагматичная оценка тех результатов, которые может принести комплексная реализация полного пакета предложенных мер. Просто самое время изменить режим бесконечного обсуждения, на режим конкретных действий.

Россия индустрия гостеприимства дорожная карта

A_Chto_Titov

21 мар 2019 в 12:20

Похожие материалы
Комментарии (7)
Vassa

21 мар 2019 в 12:32

Ну ждем
Artoror

21 мар 2019 в 12:41

А ведь это правда может изменить нашу экономику
Yuri

21 мар 2019 в 12:44

Почему более 4% занятых в потенциально высокомаржинальной отрасли создают менее 1% ВВП?
Iluschik

21 мар 2019 в 16:00

Многие наши города только и живут за счёт этого, взять в пример те же Сочи
Arhan1982

21 мар 2019 в 16:08

Да, в маленьких приморских городках и других туристических люди только за счёт этого и живут
Chubaka

23 мар 2019 в 11:36

Да и слава богу, на самом деле. В Сочи сейчас круглый год сезон , местные очень довольны
Iluschik

23 мар 2019 в 11:55

Да, недавно там был, устраивал опрос, большинство радуются изменениям. Да и сам, честно говоря, не могу сковать восторга! До олимпиады была жесть , а сейчас прям как европейский городок с развитой ифнорструктурой.