На дне. В годовщину "Курска"

На дне. В годовщину "Курска"

12 августа 2000 года, 11 часов 28 минут и 27 секунд по среднеевропейскому времени. Стрелки чуткого сейсмографа в Норвегии резко вздрагивают, фиксируя сотрясение дна в Баренцевом море. Через 135 секунд - новый, гораздо более мощный толчок. Что это? Землетрясение в международных водах? Взрыв? Многое неясно...

А тем временем в нескольких десятках километров от берега подводный атомный крейсер "Курск" с бортовым номером 141 с развороченной носовой частью ложится на грунт. Ему неглубоко - что такое 108-метровая отметка для гиганта длиной в 154 метра и весом в 18 000 тонн? Но крейсер - уже покойник. И 69 градусов и 40 минут северной широты, 37 градусов и 35 минут восточной долготы - это координаты его безмолвной могилы…

Катастрофу такого масштаба ныне скрыть невозможно. Мировые информационные агентства уже давно разнесли печальную весть о взрыве на борту крупнейшей российской подлодки, идет обмен версиями, строятся предположения о последствиях. Точных данных нет, так как место гибели окружено плотным строем российских военных кораблей, проводивших в то время на этой акватории свои учения. Лишь два дня (ДВА ДНЯ!) спустя командование ВМФ России дает скупые комментарии: "В Баренцевом море имеются неполадки на атомной подводной лодке "Курск". "Курск" лежит на морском дне. Атомного оружия на борту нет. Уровень радиоактивности в норме..."

Прошло время. Сколько вранья на эту скорбную тему, сколько трусости довелось нам увидеть, прочитать и услышать за это время! Правды же пока не сказал никто, кроме того самого норвежского самописца. Да еще президента Путина, который на лобовой вопрос зарубежного корреспондента, что случилось с подлодкой, дал вместе с джокондовской полуулыбкой исчерпывающий ответ: "Она утонула".

Телекамеры показали, что когда кем-то там наверху было решено спустя год изъять из пучины останки корабля и экипажа, в водах Баренцева моря было вновь многолюдно. Никогда не забуду и не прощу телекомментатору его восторженно-безнравственной фразы: "Сейчас мы находимся точно над тем местом, где на дне лежит "Курск". Впрочем, не он первый, не он последний в этом бойком микрофонном племени. Но почему, почему все без исключения телеканалы считают эту тему заглавной для своих новостных выпусков? Неужели страна живет только этим? Неужели родственникам погибших моряков не доставляют новых мук торопливые комментарии в духе того, что "найденные фрагменты тел будут собираться на этом госпитальном судне, а затем, возможно, их повезут на опознание в ростовскую лабораторию"? Ту самую, военно-чеченскую…

Впрочем, не буду за родственников, за всю страну. Скажу лишь, что мне все это не нужно. Скажу вместе с бывшим командующим флотилией атомных подводных лодок Северного флота Е.Черновым, что "правды мы не узнаем - наоборот, все идет к тому, чтобы её никто не узнал, иначе никак не объяснить то, что носовую часть "Курска" собираются отрезать именно в том месте, где находится поврежденное место, то есть кто-то очень хочет уничтожить эту единственную улику, без которой не узнать настоящей причины гибели лодки".

Порой я прихожу к мнению, что вовсе не 118 моряков оказались на дне. Как это ни кощунственно кому-то покажется, моряков мне жаль даже меньше, чем пассажиров разбившихся самолетов. Ведь морская могила - осознанно-вероятный выбор для многих из них, и вот теперь их души воспарили в выси… А на дне - не в буквальном, конечно же, смысле - оказалась вся наша больная страна Россия, которая и хочет, и не хочет выплыть.

Опубликовано: «Известия», письма, 13 августа 2001 г.

118 моряков субмарина Курск

gender

13 авг 2020 в 0:09

Оставить комментарий
Комментарии (2)
roman_ivanov

13 авг 2020 в 11:18

Вот это да, 19 лет назад
Dexterbox

15 авг 2020 в 14:25

С момента гибели Курска Россия оказалась на дне... Это, конечно, большая глупость так считать.