Наш Китай-город

Наш Китай-город

Между экономиками стран важно держать дистанцию – не зависеть так, чтобы это угрожало национальной безопасности, но и не враждовать, искать золотую середину. Братство – это когда выгодно!

Торговый партнер России № 1 – Китай. Что у нас с ним в экономике – брак или выгодное партнерство в «одной постели»? Или уже зависимость, иерархия, где есть старший, а младший следует за ним?

В 2007 г. доля Китая во внешнеторговом обороте России была всего 7,3%. На первых ролях был ЕС (51%) как центр технологической модернизации России. Ядро модернизации – Германия. Ее доля во внешней торговле России приближалась к 10%. Для нас это привычная конструкция. Все рывки в технологиях, все форсированные модернизации России имели до сих пор своим источником Запад как мастерскую. Нидерланды, Германия, Франция, Бельгия, Великобритания.

Даже модернизация 1930-х годов стартовала с массовых поставок заводов и оборудования из США и Германии. И только затем мы смогли обрести технологическую самостоятельность, не забывая следить за западными образцами и временами их воспроизводить.

Сегодня возникает новая реальность – «восточной» модернизации. Или «китаизация» экономики России. Всё можем купить в Китае, «если что, возьмём там» – прочно укоренилось в нашем мышлении, особенно под санкциями.

Доля Китая во внешнеторговом обороте России достигла 17,3% в 1 квартале 2020 г., всё время растёт. ЕС – 41,3%, Германия – 7,6%, доля сжимается (ФТС). И с Китаем, и с ЕС отношения устроены одинаково. «Туда» из России – больше всего сырьё, а к нам – технологии, оборудование, комплектующие, ценные исходники и ширпотреб.

А если влезть в детали? Доля Китая в российском импорте электрических машин и оборудования в 1 кв. 2020 г. – 47%, механических устройств и оборудования – 29%, инструментов – 34%, измерительных, контрольных, оптических, медицинских инструментов и аппаратов – 18%, оборудование для железных дорог и трамваев – 26% (ФТС). 20% импорта экскаваторов в Россию, больше 30% импорта токарных станков, 25% импорта в Россию электронных компонентов (отраслевая экспертиза).

Масштабы впечатляют. Из Китая – 53% российского импорта обуви, 73% игрушек и спортинвентаря, 69% головных уборов, 39% мебели, 25% трикотажа, 33% одежды (кроме трикотажа), 76% зонтов и т.п. (ФТС). Всё это – полупустые ниши в нашей экономике. Если в 2019 г. на всю Россию произвели 20 тыс. штук зонтов «от дождя и солнца», то приходится спасаться импортом. И чаще всего – на востоке.

Есть и другие измерения – доля продукции из Китая на внутреннем рынке России. Вот, что говорит отраслевая экспертиза (2018 – 2020 гг.). Смартфоны «оттуда» – более 45% рынка, компьютеры – не менее 20%, бульдозеры – 40%, колесные тракторы – 14 – 15%, автобусы – 10% внутреннего рынка, легковые автомобили – около 3%, велосипеды – примерно 50% российского рынка (плюс сборка), 55% рынка обуви и не менее 30% женской одежды. Исходники для лекарств, изготавливаемых внутри России, – до 80% из Китая и Индии.

Можно и дальше измерять, но проблема та же, что и в группе развитых стран, – сверхвысокая концентрация производства в Азии и, прежде всего, в Китае.

Китай – крупнейший торговый партнёр не только России. Для ЕС эта страна – №1 в импорте и №3 в экспорте. Китай – №1 во внешней торговле США, Японии, Кореи, Индии, Австралии, Бразилии и др. Для Казахстана - №2 после России.

Все видели, как в разгар пандемии сжатие поставок комплектующих из Китая привело к резкому падению производства в крупнейших западных компаниях. Все помнят «межгосударственный конфликт» между США и Германией за медицинские маски из Китая. В Чехии эти маски доставались в Китае на личных связях между высшими лицами государств.

Ответ на всё это – попытки вернуть часть производства из Азии в США и ЕС, так называемое «ребалансирование» мировой экономики. А нам это нужно? Да, конечно! По-прежнему зависимость от импорта технологий, оборудования, комплектующих, исходников доходит до 70 – 90%.

За месяц в России производится всего 290 - 300 штук металлорежущих станков, 100 - 150 штук экскаваторов, 30 – 50 штук бульдозеров (2020 г.). За 2019 г. на душу населения, от мала до велика, выпущено компьютерной техники меньше, чем на 4 долл. По 0,75 пары обуви на каждого, кто живет в России (Росстат).

Разве это достойно великой экономики? Россия как мастер на все руки – почему бы нет? Нам это очень нужно, чтобы выжить в глобальной конкуренции.

Китай как новый центр модернизации в России, вместо Запада, вызывает вопросы. Какие? Это технологии из «первых рук», как раньше, или из «вторых» и «третьих»? Оригиналы или копии? Копии хуже оригинала? А качество? В среднем, по России, качество технологий и оборудования из Китая ниже, чем из ЕС? Или нет? Из Китая – это значит дешево и сердито? Или же больше времянок, имитаций, без послепродажного сервиса, без надлежащих гарантий? К российским закупкам такие же требования в Китае по качеству, как и западным? Вопросов – тысяча, мнений – десять тысяч, но общей картины - нет.

Мы обязательно столкнемся со стихийными процессами проникновения нашего великого соседа в собственность на землю, на инфраструктуру, на жилье и на производство. Китай-город будет стоять не только в Москве.

Братство – да, дружба – конечно, партнерство экономик – безусловно. Но где же во всем этом наше место, если не думать о России, как только поставщике сырья, резервуаре пространств и чистой воды? Где место народу в 146 млн человек, достойному самому быть «мастерской мира» по своим талантам?

На этот вопрос все равно придется отвечать.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

экономика китай

YakovMirkin

9 июн 2020 в 13:39

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
AlexMironov

9 июн 2020 в 13:52

печально будет, если все это обернется крахом и нам в ущерб, не думаю что китайцы к нам испытывают хоть какие то чувства дружеские
Vitdag

9 июн 2020 в 13:54

Мы уже расчистили им площади для освоения, вырубив лес для них же!
Artoror

9 июн 2020 в 13:55

Весь мир зависит от Китая, зависит от него в большей степени, чем он, от своих партнеров. Поэтому китайской диктатуры (непрямой, конечно, утрированно метафорично), нам не избежать, да и никому не избежать