Наука не для всех

Наука не для всех

Правительство приняло в третьем чтении поправки к закону об образовании. Что это за поправки и почему они не нравятся ученым?

В России после заката СССР долгое время было не до образования граждан. Было много других насущных дел, которые нужно было решать, «не отходя от кассы». Государственные структуры ждали реформ, армия нуждалась в структурировании, экономика хотела регулярной поддержки. Социальная сфера ждала своего часа. Для образования время пришло в 2013 году – федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу. Затем пошли поправки к нему. Очередная порция нас ждет 1 июня 2021 года – День защиты детей. Отчего же государство защищает молодежь?

До момента внесения документа на рассмотрение понятия «просветительская деятельность» не существовало. Кто ее ведет, как и с какой целью было непонятно. Законодатели предложили понятие это ввести, а деятельность регламентировать. Другой вопрос – зачем им это нужно.

Просветительская деятельность в стране сейчас представляет собой частную инициативу физических и юридических лиц, образовательных и даже иногда не образовательных организаций. Одно время той деятельностью занимался Британский совет. который не функционирует в России с 2018 года. Чиновникам такая ситуация кажется опасной для неокрепших умов молодых граждан. Посмотрев какое количество старших школьников и студентов выходит на митинги за Навального, Правительство озаботилось тем, кто и чему учит избирателей.

Что предлагают чиновники?

  • Ввести регулирование деятельности государством.
  • Выдавать разрешения на осуществление просветительской деятельности после проверки. Выдать такую лицензию могут профильным организациям, физлицам, юрлицам и ИП.
  • Взять под контроль международные договоры в сфере образования. Если хотите пригласить иностранного лектора, будьте добры получить разрешение Минпросвещения, Минобразования или профильного ведомства.
  • Запретить использовать просветительскую деятельность для разжигания розни и распространения недостоверных сведений. Побуждать слушателей лекций к действиям, противоречащим Конституции РФ, тоже нельзя.
  • Не допустить пропаганду антироссийских настроений среди молодежи и открытую критику государственной политики, пересмотр истории.

Подобные предложения звучат как благие намерения. Что не нравится ученым?

Приучить российского гражданина к тому, что знания можно получать не только в образовательном учреждении, оказалось нелегкой задачей. Самообразование – окно в большой мир, которое было закрыто. Только чуть-чуть сквозило через форточку. За последние несколько лет появились «ПостНаука», «Курилка Гутенберга», другие независимые каналы для образования. Университеты также ведут просветительскую деятельность. Они действуют не только в городах-миллионниках, но и в регионах. Ученые опасаются повышения бюрократизация их деятельности из-за новых поправок. Для проведения одной лекции будет необходимо согласовать ее с толпой чиновников, один из которых может и не согласиться с темой. Это похоже на госприемку фильмов в советское время.

Ученые считают, что новые поправки приведут к жесткой цензуре, но при этом экстремистские материалы легко утекут сквозь пальцы государства. Ни в чем неповинные ученые и популяризаторы науки пострадают ни за что.

Астрофизик Сергей Попов создал на платформе change.org петицию, которую подписали уже 237 тысяч деятелей науки. Но пока Правительство настроено решительно. Если поправки одобрит Верхняя палата Совета Федерации и президент поставит подпись, они вступят в силу 1 июня.

P.S. В России действует закон об иностранных агентах, который Правительство приняло в 2012 году. В мае 2015 года фонд «Династия» был занесен в реестр организаций-иноагентов и прекратил существование. Организация осуществляла просветительскую деятельность в развитии фундаментальной российской науки.

наука поправки просветитель Россия

nika-perezhogina

18 мар 2021 в 1:00

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев