Несколько советов самозанятым

Несколько советов самозанятым

Нередко приходится видеть баталии о том, кто может быть самозанятым, кто не может; выгодно это или лучше не связываться. Вот достаточно информативная статья на тему, исходя из личного опыта автора.

Взято здесь

"Так как сфера экспертного и налогового консультирования не требует от меня ничего, кроме отличных знаний и ноутбука с интернетом, выбор самозанятости как формы ведения бизнеса был для меня оптимален.

Зарегистрироваться в этом статусе очень легко: достаточно установить на свой смартфон приложение, ввести свои паспортные данные и СНИЛС, и всё. Вы зарегистрированы как плательщик налога на профессиональный доход, и можете оказывать свои услуги легально. На всю процедуру уходит минуты три.

Тем не менее, за год я обнаружила несколько минусов этого статуса. В основной массе они связаны с работой самозанятого с юридическими лицами и ИП, особенно с теми, для кого учёт расходов важен.

Первый минус и самый существенный заключается в том, что при работе с плательщиками налога на профессиональный доход банки берут повышенную комиссию за переводы со счёта юридического лица на расчётный счёт самозанятого. Комиссия колеблется в диапазоне от 1,5% при сумме переводов до 150 тысяч рублей и до 10% на суммы свыше 1 миллиона. При этом, указанная сумма считается от суммы всех расчётов организации с физлицами вне зарплатного проекта. То есть, если организация уже до вас переводила другим физлицам 999 тысяч рублей, то ваши 10 тысяч легко попадают в диапазон "свыше миллиона" и комиссию 10%. В среднем, в моей практике ставка комиссии была 3%. И здесь ваш контрагент вполне справедливо задаёт вопрос: готовы ли вы взять эти расходы на себя (фактически, дать скидку)?

Я назвала это скрытым дополнительным налогом на самозанятого. Только этот налог попадает не в бюджетную систему, а в частные карманы банкиров. Свою позицию и возмущение по этому поводу я уже представила ряду людей, участвующих в принятии решений. И даже вижу первые подвижки в сторону решения данной проблемы.

Второй минус в работе самозанятого заключается в проблемах с уплатой налога. Как оказалось, чтобы уплатить налог напрямую из приложения, нужно дождаться момента, когда в приложении появится сумма к уплате. И только после этого кнопка оплаты налога станет активной. Чаще всего сумма налога появляется примерно 12 или 14 числа следующего месяца, оплатить налог нужно до 25-го. Если вы спохватились и уплатили налог в последний день, то в ста процентах случаев вам начислят пени, потому что зачисление уплаченного налога на ваш лицевой счёт в ФНС происходит только через несколько дней. Конечно, можно заплатить налог из приложения банка, но только нужно при этом знать, что банк не несёт ответственности, если в реквизитах на оплату будет допущена ошибка. Если так случится, то вам придётся обращаться уже в налоговую инспекцию, писать специальные письма с уточнениями, ждать, пока будут внесены корректировки в ваш лицевой счёт... А всё это время у вас будет риск, что налоговая инспекция снимет с вас налог по требованию. Ну и пени, само собой, вы тоже уплатите.

Третий минус самозанятости - это необходимость заключения договора с особыми условиями при работе с юрлицами и составления акта об оказании услуг. В моём случае - а я работаю преимущественно с юриками - фразой "услуги оказаны, стороны друг к другу претензий не имеют" не отделаешься. Нужно писать подробный отчёт о том, какие именно экспертные услуги были оказаны. Так сказать, зафиксировать качественно-количественные характеристики предмета договора. В отношениях с другими самозанятыми у организаций подход аналогичный: договор с жёсткими условиями, чёткой предметной частью, подробным актом. В чём проблема? - скажете вы. А в том, что предметную часть договора нужно написать правильно (большинство моих клиентов не могут зачастую чётко сформулировать свои пожелания), плюс в договоре необходимо учесть и особо описать риски организации при работе с самозанятым, переложив эти риски на исполнителя. И всё это потом транслировать в акт.

Четвёртый минус тоже связан с юрлицами. На полученную оплату нужно сразу же выдать чек. Причём, там нужно указать, помимо ИНН и названия организации, наименование оказанной услуги. И это снова, как в предыдущем пункте, не "Услуги по договору бн от 22.02.2020", а, например "Составление возражения по акту налоговой проверки, в соответствии с договором 2020/18 от 22.02.2020". Наименование услуг в чеке должно соответствовать предмету договора. Теперь представьте, что вот это всё - ИНН, Наименование фирмы, наименование услуг, номер и дату договора - вы должны набрать руками в приложении смартфона. Очень желательно, чтобы все нужные сведения оказались у вас в этот момент под рукой. Но если вы неожиданно получили смс о поступлении денег на ваш счёт поздним вечером в пятницу, когда и в телефон-то заглянули вовсе не для этого, а нужного набора информации у вас с собой нет, то может возникнуть проблема. В моём аналогичном случае клиент был очень серьёзный, и ошибку с чеком мне бы не простили.

Пятый минус. Само приложение: оно иногда не работает. То есть, ты, такой весь из себя честный, заходишь в него, а связи с сервером нет... И хоть ты лопни - нет другого варианта выбить чек. Каждый раз мысленно благодарю высшие силы, что такого не случилось в тот момент, когда пришли очень поздние деньги от серьёзного клиента, а то наступил бы конец моей репутации.

Что раздражает в приложении лично меня, так это отсутствие возможности сделать сверку с инспекцией по начисленным и уплаченным налогам, штрафам и пеням.

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хо-ро-шо! :)

Апдейт, родившийся в недрах фейсбука при обсуждении данной статьи. Банки не принимают справку о доходах самозанятого в качестве подтверждения его благонадёжности. Кредит по ней вам не дадут. Это информация на сегодня, 22 февраля 2020 года. Возможно, что-то изменится в этом отношении вскоре."

самозанятые минусы Налоги договор юрлицо

MarinaKarpova

25 фев 2020 в 16:06

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Yuri

25 фев 2020 в 19:15

Хорошая статья получилась. Действительно, бывают неудобства. По всем пунктам кроме п.2 можно сказать, перефразировав классика "наличка спасёт мир". Её ведь не запрещают принимать в качестве оплаты. Сам п.2 и для юр.лиц актуален - те же последствия, плюс налога надо рассчитать самому и учесть особенности работы своего банка.