Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари

Пожар в Нотр-Даме

Знаменитое предисловие "Собора Парижской Богоматери" Виктора Гюго начинается с предостережения: "Может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор". Пожар 15 апреля стал напоминанием о том, что это страшное пророчество может сбыться.

"Ужасно смотреть на мощный пожар в соборе Нотр-Дам в Париже. Возможно, для тушения следует использовать воздушные цистерны с водой. Нужно действовать быстро!" - написал Трамп в твиттере, пока центральный шпиль собора был ещё на своём историческом месте.

Французская служба гражданской обороны тут же отреагировала, написав, что не будет использовать воздушные водосливные устройства, которые обычно используются для тушения лесных пожаров, потому что вес большого объёма воды может разрушить всё древнее здание.

"Сотни пожарных парижской пожарной охраны делают все возможное, чтобы взять под контроль страшный пожар #Нотр-Дам, - отмечено в твиттере гражданской службы безопасности. - Используются все средства, за исключением водометных самолетов, которые, в случае их применения, могут привести к обрушению всей структуры собора".

Четыре раза на аккаунте французской службы в твиттере появлялись контр-аргументы против идеи борьбы с пламенем с помощью воздушных водосливных устройств.

"Все средства [тушения огня] задействованы, за исключением технически неподходящих самолетов Canadair в тушении этого вида пожара, - пояснила Французская служба гражданской обороны, - Сброс воды с воздуха может привести к обвалу всей конструкции".

Согласно объяснению французских властей, доставка больших объёмов воды с воздуха может быть контрпродуктивной для сохранения элементов собора, поскольку "вес воды и инерция падения могут сильно ослабить структуру Нотр-Дама и одновременно нанести ущерб соседним зданиям.

Пожар в культовом парижском соборе уничтожил центральную часть 800-летнего здания, имевшую в основе конструкции из дерева, что привело к обрушению главного шпиля древнего храма.

Нотр-Дам де Пари

История Нотр-Дама

Первый камень собора был заложен в 1163 году в присутствии папы Александра III. Алтарь установлен около 20 лет спустя, две башни построены между 1225 и 1250 годами, а весь собор был завершен к 1345 году.

Впоследствии Нотр-Дам прошел через череду трансформаций. При Людовике XIV (1643–1715) витраж был заменен прозрачными окнами, центральный столп разрушен, чтобы кареты могли проезжать храм насквозь, оригинальный иконостас, отделяющий неф от алтаря, также был уничтожен. Нотр-Дам терял и свой шпиль — в 1786 году, когда опора стала настолько ветхой, что пришлось снять его полностью и затем заменить на новый. Во время Великой французской революции в Нотр-Даме были обезглавлены статуи, изображавшие французских королей, а стоявший рядом епископский дворец — стерт с лица земли и больше не восстанавливался. Свинец с крыши использовался для изготовления пуль, а бронзовые колокола —переплавлены в пушку.

Гюго и собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам вернулся под управление Католической церкви в 1802 году, но храм продолжал разрушаться. В 1831 году вышел роман про любовь горбатого звонаря к цыганке, где главными героями, впрочем, были не они, а сам собор Парижской Богоматери. На него Виктор Гюго отвел целую главу, которая начинается строками:

"Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины, без малейшего уважения к имени Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени Филиппа-Августа, положившего последний".

Невероятная популярность книги побудила начать восстановление собора. Правительство сформировало Комиссию по историческим памятникам и в 1841 году поручило архитекторам Эжену Виолле-ле-Дюку и Жан-Батисту Лассусу вернуть Нотр-Даму былую славу. Лассус умер в 1857 году, работу заканчивал Виолле-ле-Дюк — на протяжении нескольких десятилетий он занимался восстановлением шпиля, каменной кладки, статуй, строительством новой ризницы, заменой витражей, а также добавил знаменитые горгульи, установил новый орган и т.д. 31 мая 1864 года собор был вновь освящен архиепископом Парижа.

Так "пиар-акция" Гюго смогла спасти и вернуть интерес к собору, которой находился на грани гибели. И кстати, запустить движение за сохранение и реставрацию готических памятников по всей Европе.

Писатель считал, что "великие здания, как и высокие горы, — творения веков", то есть произведения искусства, созданные самим человечеством, без какого-либо конкретного художника, архитектора или зодчего. В "Соборе Парижской Богоматери" Гюго пишет:

"Поистине в этих последовательных спайках различных искусств на различной высоте одного и того же здания заключается материал для многих объемистых томов, а нередко и сама всемирная история человечества. Художник, личность, человек исчезают в этих огромных массах, не оставляя после себя имени творца; человеческий ум находит в них свое выражение и свой общий итог. Здесь время зодчий, а народ — каменщик".

В разнообразии различных стилей, скульптурных деталей и ярусов собора Гюго видит единство — "безмятежное величие целого":

Гюго предсказал пожар в Нотр-Даме

Гюго описал пожар в Нотр-Даме почти за 200 лет до событий 15 апреля

История "Собора Парижской Богоматери" происходит в конце XV века, когда храм переживал свой рассвет. Но Гюго постоянно подводит читателя к неминуемому падению Нотр-Дама, которое в романе предстает в форме огромного пожара, начавшегося во время штурма собора:

"На самой верхней галерее, над центральной розеткой, между двух колоколен, поднималось яркое пламя, окруженное вихрями искр, — огромное, беспорядочное, яростное пламя, клочья которого по временам вместе с дымом уносил ветер. <…> А над пламенем громадные башни, у которых одна сторона была багровая, а другая — совершенно черная, казалось, стали еще выше и достигали безмерной величины отбрасываемых ими теней, тянувшихся к самому небу.

Украшавшие их бесчисленные изваяния демонов и драконов приобрели зловещий вид. Они словно оживали на глазах, в колеблющихся отблесках пламени. Змеиные пасти растянулись в улыбку, рыльца водосточных труб словно заливались лаем, саламандры раздували огонь, драконы чихали, задыхаясь в дыму".


Источник: https://tass.ru/kultura/6339446
https://ru.euronews.com/2019/04/16/no-aerial-water-tankers-for-notre-dame-ru

Париж История архитектура Новости

Anna_Kirillova

16 апр 2019 в 14:54

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев