Новый законопроект о госконтроле: свобода, да не та

Минэкомразвития подготовило проекты двух важнейших законов - «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» и «Об обязательных требованиях». Хороши ли они для административной реформы? Мне кажется, что пока не очень.


В них есть несколько опасных для бизнеса моментов. Ведь зачем, собственно говоря, затевалась та самая «регуляторная гильотина»? Для того, чтобы установить справедливые и понятные все правила игры между государством и предпринимателями. Но справедливой и понятной игры не бывает, когда одной из сторон можно кое-что, а другой – всё.

А в законопроекте Минэка контролерам даются такие права, каких до сих пор и не было. Точнее, их функции и полномочия не ограничиваются. Написано, что если закон определенные отношения не регулирует, чиновники должны действовать «исходя из принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных главой 2». В общем, пишите опять, контролеры, собственные правила, творите что хотите.


В законопроекте появилось примечательное словосочетание. Контрольно-надзорные органы, помимо всего прочего, наделяются правом блюсти «и иные охраняемые законом ценности». Однако нигде такой набор ценностей не определяется, о чем речь – не ясно. Снова свобода творчества.

Инспектор после проверки может выдать либо предписание об устранении, либо рекомендации по соблюдению обязательных требований. В каком случае что он должен выбрать – не конкретизируется.


В каких случаях проверка может быть признана недействительной? Нынешний закон №294-ФЗ содержит список оснований. А в новом законопроекте из него исчезли «требование документов, не относящихся к предмету проверки», «проведение проверки без распоряжения руководителя органа контроля». Говорим о снижении административного бремени – а по факту повышаем.

В ключевые показатели видов контроля не будут включать количество проверок, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. А «плановые нормы» по собранным штрафам устанавливать не запрещено. А ведь там, где план по штрафам, и все остальные планы быстренько подтянутся.


Очень важный, как я считаю, принцип - дела об административных правонарушениях нельзя возбуждать без проверки, согласованной с прокуратурой – в законопроекте не учтен.

Говорится, что убытки бизнеса от неправомерных действий контрольно-надзорного органа должны возмещаться. Но как возмещаться – тоже непонятно, механизм не прописан.

Если посмотрим на проект закона «Об обязательных требованиях», то заметим, что из перечня таких требований исчезли СанПины, ГОСТы, международные стандарты и т.д. Соответственно, новые принципы регулирования распространять на них не планируется. Так же, как и на НПА, принимаемые в развитие международных договоров, например, в рамках ЕвразЭС. А в них-то обычно и все проблемы.


Если между реестром обязательных требований и НПА обнаружились расхождения – предлагается отдавать преимущество НПА. То есть реестр фактически низводится до уровня справочной системы.

По-прежнему за одни и те же нарушение можно будет накладывать как уголовную, так и административную ответственность (например, либо ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», либо 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов»). Критерий выбора указан - «массовость несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований» - только неясно, опять же, в какую сторону при такой массовости надо склоняться, то ли в УК, то ли в КоАП.


В общем, пока что, на мой взгляд, до честной игры далеко. И что важно, мнение предпринимателей во всем этом не учитывается. Я предложил прямо в законе прописать норму о создании при Правительстве Общественного делового совета, и в обязательном порядке принимать во внимание его позицию при работе над регуляторной гильотиной.

законопроект Минэкономразвития бизнес госконтроль

A_Chto_Titov

20 авг 2019 в 14:50

Похожие материалы
Подробнее

Законопроект об «ипотечных каникулах» принят во втором чтении

Напомним, законопроект об «ипотечных каникулах» был внесен Председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным и Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, а также...

seregenka79

16 апр 2019 в 12:55

0
Комментарии (1)
Elgiza_Burit_9

20 авг 2019 в 22:20

Предлагать нужно не единожды. По фаkту, среди тех, kто принимает и подготавливает cтоль расплывчатые формулировkи, бывших предпринимателей почти нет,от этого недопонимания и их однобоkого kaбинетного мышления все проблемы, от отсутствия у них праkтичесkого, а не бумажного опыта деятельности. Вот в этом тоже большая проблема. Таk что, kогда им что-то предлагаем, не стоит забывать, что перед нами, - обычная банда советизированных унтеров, формально - kлерkов, а по сути, матёрых напёрсточниkов, живущих по-принципу: "другим мозги kрутят, замутить хотят, а себе прибрать чужих деньжат". Поэтому, имея общение с тугоухими продуkтами архаизма, нужно упорно настаивать на своём. На общей для всех нас истине. Свободе (при любой политичесkой погоде) быть! (С)