О богатых и бедных (2/4)

О богатых и бедных (2/4)

Почему в России наблюдается такое расслоение между богатыми и бедными?

Потому что в ресурсной экономике по-другому не бывает. Возьмите статистику любой страны-экспортёра сырья, и вы увидите похожие цифры. Не исключая и страны Персидского залива, если учтёте там не только местных жителей, но и трудовых мигрантов из стран Южной Азии.

Доходы от добычи ресурсов всегда концентрируются и всегда распределяются сильно неравномерно. В нашей стране именно то, как распределяются доходы от торговли ресурсами, определяет структуру общества с точки зрения доходов.

Исключение из этого общего правила составляют три страны, где развито миноритарное инвестирование. Тогда значительная часть населения участвует в получении доходов от ресурсов, как собственники. Почему такой подход не получает развития в России - тема для отдельного большого разговора.

А вот наличие прогрессивной шкалы налогообложения, к слову, такому расслоению в условиях ресурсной экономики совершенно не препятствует - в этом можно удостовериться и в Латинской Америке, и в Африке. Например, в стране с наибольшим расслоением в доходах, в Экваториальной Гвинее, действует прогрессивная шкала - от 0 до 35% дохода с 7 градациями (от налога освобождены доходы до 1,7 тысяч долларов США в год, а доходы свыше 35 тысяч долларов облагаются по максимальной ставке).

Почему? Потому что профессию налогового юриста никто не отменял.

Вторая причина - неразвитая структура рынка труда в ресурсной экономике.

В России огромное количество рабочих мест могут называться таковыми только по формально-юридическим основаниям. В действительности - это способ обеспечить доходом «близкого человечка» за непыльную обязанность протирать штаны, юбку или даже шорты в офисе с 9 до 18 часов с перерывом на обед, перераспределив в его пользу тем самым маленькую часть природной ренты, собираемой страной. А дальше, как повезло: кому-то выпадает возможность протирать одежду за 100 тысяч в месяц, кому-то за 40 тысяч, а кому-то - и за 1 миллион. Кто на кого родился.

В малых городах крупнейшие работодатели - это всё более и более устаревающие промышленные предприятия. Их продукция находит всё меньше сбыта, средств на модернизацию нет. Но многих рабочих не увольняют вновь-таки по социальным мотивам, пока предприятие окончательно не умирает. Тогда население начинает разъезжаться по вахтам.

Высокопроизводительные рабочие места, где люди могут зарабатывать по 100 тысяч рублей в месяц и выше своим умом и усердием - пока редкость. Особенно в регионах. Потому что инвестиции в современную промышленность в России редкость, а ни строительный сектор, ни добыча полезных ископаемых (куда львиная доля инвестиций в России утекает) спроса на высококвалифицированных и высокооплачиваемых сотрудников в значительном количестве не предъявляют. Здесь основную работу выполняют или машины, или низкоквалифицированные и, следовательно, низкооплачиваемые рабочие.

Первое, о чём принято рассуждать после озвученных данных - о налоговой реформе и прогрессивной шкале налогообложения. Давайте и мы об этом порассуждаем, но уже в следующей статье.

богатые и бедные подоходный налог природная рента Россия высокопроизводительные рабочие места экономика роста

rusofalco

3 ноя 2018 в 19:22

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
shvetsalexey

5 ноя 2018 в 22:46

И шо? та ни шо, едем дальше, пока колёса совсем не сдуются.