О богатых и бедных (3/4)

О богатых и бедных (3/4)

Ранее мы уже говорили о том, какого масштаба достигло имущественное расслоение в России, а также о его причинах.

Главное, о чём в этой связи принято говорить - об идее прогрессивной шкалы налогообложения. Поговорим об этом и мы.

Можно, например, освободить от налога на доходы граждан, зарабатывающих менее 10 тысяч в месяц на члена семьи, включая детей и иных иждивенцев. Региональные и местные бюджеты, а именно туда зачисляется НДФЛ, потеряют 1 триллион рублей.

Чтобы компенсировать этот выпадающий доход, нужно будет повысить НДФЛ для тех, кто зарабатывает свыше 1 миллиона рублей в месяц до 25%, а для тех, кто зарабатывает свыше 50 тысяч рублей в месяц - до 17%, например.

Это решение кажется красивым и справедливым. Но оно таит в себе серьёзные опасности.

Во-первых, оно резко ухудшит дисбаланс в уровне бюджетной обеспеченности между регионами. Потеряют поступления бедные регионы, где преимущественно и живут наши бедные сограждане, а дополнительные поступления соберут Москва и область, Санкт-Петербург и область, Кубань, в которых проживает абсолютное и подавляющее большинство наших богатых сограждан.

Во-вторых, это решение в равной степени ударит и по людям и компаниям, «зарабатывающим своим умом», и по тем, кто зарабатывает за счёт доступа к власти и сырьевым ресурсам. Это очевидно несправедливо и вредно для страны.

В-третьих, могут потребоваться шаги по сокращению налоговых вычетов. Например, инвестиционного. А это ударит по спросу на недвижимость и занятости в этой отрасли, усложнит для среднего класса получение ипотеки и исполнение обязательств по кредитным договорам.

Как показывает опыт развивающихся стран, прогрессивная шкала дестимулирует именно средний класс, а не сверхбогатых.

В-третьих, вопрос ведь не в виде налоговой шкалы, а в том, какова реальная нагрузка на богатых, связанных с реальным предпринимательством и инновациями.

И здесь показателен пример Европы: темпы роста европейской экономики с её избыточно высокими налогами более чем в два раза отстают от среднемировых. С учётом социальных взносов нагрузка в России лишь на 5 - 10 процентных пунктов ниже, чем в ЕС.

Российская экономика, и без того сталкивающаяся с санкционным давлением, при темпах роста в 1 - 2% в год страна сможет порадовать своих граждан разве что новостью из разряда «зато у соседа корова издохла» - «зато богачам налоги повысили». Других радостях при европейском уровне налоговой нагрузки в реальном секторе и европейских же темпах роста реальной экономики у нас не будет.

Предприниматели-инноваторы - люди мобильные в современном мире и желанные везде. При этом низкие налоги - одно из основных конкурентных преимуществ России.

Стоит ли повторять западно-европейские ошибки?

Столь же неэффективна и другая мера, продвигаемая левыми популистами - налог на роскошь.

Если мы говорим о покупке дорогих импортных потребительских вещей, то при их покупке богатые вносят свой вклад в экономику страны и через повышенные таможенные пошлины, и через повышенный транспортный налог. Эти меры уже действуют и уже приносят доход казне в нашей стране в полной мере.

Если же говорить о повышении, например, налога на имущество, то вместо искомой социальной справедливости мы найдём дополнительный вывод средств за рубеж и потерю заказов российскими же строителями, мебельщиками, производителями техники. Причём ударим этой мерой по тем, кто производит лучшую, самую качественную отечественную бытовую продукцию. И не только по собственникам таких компаний, но и по работникам - самым квалифицированным работникам. Вряд ли это справедливо.

Что же делать? Ведь совершенно очевидно, что сложившаяся структура доходов абсолютно неприемлема, несправедлива и противоречит целям развития страны и внутреннего потребительского рынка.

Поговорим об этом в следующей статье.

богатые и бедные подоходный налог природная рента Россия высокопроизводительные рабочие места экономика роста

rusofalco

5 ноя 2018 в 11:59

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев