О пользе политической беспринципности

О пользе политической беспринципности

Про то, что арабская партия стала частью правящей израильской коалиции, нарушив таким образом неписаный закон местной политики — не формировать правительств с участием арабов — вам и без меня расскажут. И про то, что в состав нового кабинета вошли представители аж 8 партий, — и левых, и правых, и центристских, и даже, как я только что сказал, одной арабской — вы тоже много где теперь прочитаете. Я же обращу ваше внимание на один технологический аспект происходящего.

Всего два года назад — в апреле 2019-го — партия ставшего вчера премьером Нафтали Бенета не смогла преодолеть проходной барьер и ни одного места в Кнессете не получила. Казалось, что звезда последнего закатилась. К его счастью, ни Нетаньяху, ни его противники правящей коалиции тогда создать не смогли и в Израиле были назначены новый выборы. Их за последние два года здесь вообще было аж четыре штуки — израильтяне тогда на избирательные участки чуть ли не как на работу ходили.

По итогам последней кампании партия Бенета набрала шесть процентов голосов и семь депутатских мандатов, заняв таким образом пятое место. Результат, конечно, получше, чем в 2019-м, но тоже далеко не чемпионский. Как смог получивший его человек стать премьером, отодвинув политиков, набравших гораздо больше?

Если коротко, то за счёт крепких нервов. Ну или называйте это «беспринципностью». Дело в том, что Бенет оказался, по сути, единственным из прошедших в Кнессет политиков, который до последнего отказывался занять принципиальную позицию — я, дескать, против Нетаньяху. Ну или наоборот — я, мол, готов к союзу с ним.

Фишка в том, что правивший страной 12 лет Биби нарастил в последние годы мощный антирейтинг (не теряя при этом ядра своих сторонников) и превратится в краеугольный камень израильской политики. Все поделилось: либо они за него, либо против. Примерно как у нас с Путиным.

Этой весной, по сути, только один Бенет демонстрировал готовность влиться и в тот, и в другой лагерь. Эта необычная в условиях нынешней поляризации гибкость и сделала его kingmaker. Без него ни одна коалиция не формировалась. На поствыборном рынке именно его голос оказался решающим — и, следовательно, самым дорогим.

Вообще-то, больше всего голосов в новой коалиции у Лапида. Однако тому пришлось уступить право стать премьером Бенету. Потому что Лапид поймал себя в ловушку собственной принципиальности и не мог присоединиться к Нетаньяху. Да, эта принципиальность принесла ему много дополнительных голосов, но ведь это было до выборов, а после выборов идёт уже совсем другая игра. И козыри здесь были у Бенета. Он-то не был принципиален и могу уйти к Нетаньяху. Чтобы тот не сделал этого, Лапиду и пришлось уступить.

Бенет четко понимал, что когда у тебя всего семь мандатов из ста двадцати, играть первым номером ты ни можешь. Зато играя вторым — да ещё в условиях, когда раскол имеет соотношение ровно 50 на 50, — ты можешь выиграть больше любого другого игрока.

Впрочем, победа эта может оказаться пирровой. Если никаких особых успехов в качестве премьера Бенет не продемонстрирует, то к следующим выборам его лавирование избиратель ему обязательно припомнит. Вот тогда тот точно предстанет в глазах людей конъюнктурщиком, озабоченным исключительно собственной карьерой. В общем, пока Бенет выиграл, но он загнал себя в угол, выход из которого у него теперь простой: со щитом, или на щите.

Оказаться на последнем для человека, возглавляющего столь сложносоставную и шаткую коалицию, кстати, легче лёгкого. Чтобы ублажить партнёров слева и, тем более, арабских союзников, Бенету придётся серьезно умерить свою правую риторику и это вряд ли понравится его базе. Для многих из них происходящее будет выглядеть как «торговля принципами». Ну и Нетаньяху бензина для костра не пожалеет. У него вообще есть привычка всех, кто не с ним, обвинять в «левом крене» и нехватке патриотизма. Тем более, не будет сдерживать себя лидер «Ликуда» в отношении «предателя». Бенет ведь свою политическую карьеру начинал как руководитель секретариата Нетаньяху, а потом поссорился с женой последнего и отправился в свободное плавание. Вот, кстати, ещё один урок. Не позволяйте вашим жёнам формировать список ваших врагов. Нетаньяху ведь первым получил право сформировать коалицию и он вполне мог проделать то же, что сделал позже Лапид — предложить Бенету ротацию на посту премьера. Вместо ставки на союз с последним, однако, Нетаньяху занялся поливанием того грязью, а когда спохватился, было уже поздно — право на формирование правящей коалиции перешло к Лапиду…

В общем, ладно, заканчиваю, а то что-то длинно получилось. Напоследок ещё раз зафиксирую мысль, которая в других раскладах выглядит прямо-таки еретической: иногда можно пойти ва-банк, рискнуть своей базой — и выиграть. Хотя бы на время.

израиль Лапид

AbbasGallyamov

14 июн 2021 в 17:56

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев