Обсуждение законопроекта об урегулировании споров с участием посредника (медиации)

Процедура медиации регулируется законом №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», разработанным в целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему.

Медиация в современных гражданско-правовых отношениях является довольно новой формой конструктивного взаимодействия сторон. Услуга медиации в России еще не так широко востребована, как, например, в странах Евросоюза, где общество уже давно оценило все достоинства данного метода и признало его целесообразность в решении гражданских споров. К преимуществам этого инструмента стоит отнести минимальные материальные траты в сравнении с судебным производством, меньшие временные издержки и больший психологический комфорт. Метод медиации применим как в гражданских, трудовых, семейных, так и в предпринимательских спорах, в частности в уголовном процессе. Адвокат Анатолий Кучерена, сопредседатель Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" и глава Центра примирительных процедур при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве, считает, что открытие центра медиации с работающими круглосуточно юристами, в том числе по уголовным процессам, поможет снизить число «корпоративных войн» в предпринимательской среде.

В магическую дату 10.10.2020 в Российской Академии адвокатуры и нотариата состоялось экстренное совещание по проекту закона о медиации в РФ. Мероприятие, участниками которого стали более 80 представителей адвокатского корпуса, судейского сообщества и юристов из различных субъектов РФ, организовано совместно с Международной ассоциацией русскоязычных адвокатов и Гильдией̆ российских адвокатов.

Представляемый законопроект вызывает массу нареканий со стороны профессионального сообщества. В частности, обращает внимание обилие противоречий, отсутствие логической последовательности и навязываемое чрезмерное госрегулирование с тотальным контролем в гибкой процедуре, где каждый случай индивидуален, а потому обязательные к соблюдению стандарты устанавливаться не могут и должны носить рекомендательный характер.

Среди прочих спорных изменений, в данном законопроекте предлагается лишить нотариусов и адвокатов возможности практиковать в качестве медиатора. С точки зрения организаторов мероприятия это противоречит интересам адвокатуры, правоприменения и медиации как таковой. Адвокат не должен приостанавливать статус для занятия медиацией. Ощущение, что законодатели словно испугались возможной адвокатской монополии. Зато отставным судьям, как самым нуждающимся, предоставляется право быть медиаторами или судебными примирителями.

Пояснительная записка к проекту закона мало что поясняет. В нынешней редакции институт медиации монетизируется и огосударствляется (и здесь вездесущая национализация с институализацией?). Законопроект перечёркивает наработки, сложенные с 2011 года по 193-ФЗ. Если принять закон в нынешнем виде, неясно, что будет с теми, кто уже работает и вдруг перестанет соответствовать новым требованиям. Участники дискуссии отметили, что в рабочую группу для разработки законопроекта Минюст не пригласил всех заинтересованных лиц, а сами медиаторы выброшены из аттестационной комиссии. Словом, получается квазисудебный, квазиправоохранительный институт, удобный для манипуляций. Отмечается дискриминационный возрастной ценз. Если депутатом ГД можно стать в 21 год, почему медиатором можно лишь с 30-ти? (по №193-ФЗ сейчас с 25-ти лет)
По результатам обсуждения вынесена резолюция для направления в Минюст РФ, в ВС, СК, Генпрокуратуру, ГД и в Правительство РФ.

медиация адвокатура нотариат юриспруденция посредничество

OlgaRozhkova

15 окт 2020 в 1:27

Комментарии (0)

Пока нет комментариев