Одиссея длиною в жизнь

Одиссея длиною в жизнь

Картина “Земля кочевников” американского режиссера Хлои Чжоу однозначно достойна “Оскара”. И вот почему.

Роуд-муви изобрели не вчера и не сегодня. Его можно считать одним из самых древних жанров повествования, потому что он естественен, как сама жизнь. Человек рождается, живет и умирает, возрождается в той или иной форме. Процесс повторяется - меняются персонажи, место действия, эпоха, - но суть неизменна. Со времен “Одиссеи” и “Энеиды” авторы отягощают дорогу символической нагрузкой, прячут в ней отсылки к узнаваемым сюжетам. Нанизывают на нее жизнь героя, раскрывают его и окружающую действительность.

Архетип дороги мультикультурный. Он, например, одинаково хорошо ложится на библейский рассказ о рождении Иисуса, на европейский роман (“Дон Кихот”, Мигель де Сервантес), русскую сказку (“Иван Царевич и Серый Волк”), китайский роман (“Путешествие на Запад”, У Чэнъэнь). Американцы, как потомки европейских переселенцев, имеют совершенно особенное отношение к дороге. Сначала расселение по континенту, Война за независимость, “золотая лихорадка”, затем эпоха битников и хиппи - Америка постоянно в движении. Здесь нет привычной нам постоянной оседлости. Для большинства американцев продать дом в одном штате и купить в другом - это норма жизни.

Так и героиня Хлои Чжоу по имени Ферн переехала из родительского дома в захолустный городок Эмпайер, где ее муж работал на фабрике по производству гипсокартона. Ее путешествие началось задолго до начала фильма. Дом принадлежал компании, которая была градообразующим предприятием. Ключевое слово здесь “была”. У Ферн было все - муж, дом, работа. Но к шестидесяти годам постепенно утратила элементы счастливой жизни. Завод закрылся, муж умер, а для пожилых людей в этом мире молодых и сильных не так много профессий. Город, в котором она жила, исчез с карт - “империя” прекратила свое существование.

У Ферн есть свой Росинант - фургон по кличке “Авангард”, который увозит хозяйку и весь ее небогатый скарб в сердце Америки. Пожилая женщина колесит по дорогам страны, берется за любые сезонные работы и живет своей тихой и простой жизнью.

В фильме есть и свои волшебные помощники, как в русских сказках - Линда Мэй, Боб Уэллс, Дейв, Суонки. И все они “кочевники”: люди, которые живут свободно на обочине великой страны. Они ушли от рабства американского доллара со своими болями, потерями и надеждами за точку невозврата. Но второстепенные герои исполняют не только функцию помощников, но и становятся испытаниями для героини. Старостью, смертью, любовью - простые человеческие испытания, которые меняют людей и меняют Ферн.

Именно простота, понятность и естественность делают фильм “Земля Кочевников” таким цепляющим. Потому что аллегории и образы доступны. А свобода от условностей - мечта каждого. Мы живем и не замечаем мира вокруг, чувств близких людей, ход времени и воспринимаем жизнь, как данность. А это на самом деле дар.

За полтора часа экранного времени вы проживаете не только жизнь героини, но и всех персонажей, кто появляется в кадре. Кому-то дан монолог, кому-то одна реплика, а кто-то появляется в кадре на одну минуту, как старый блюзмен за расстроенным пианино. Но все они ценны своей естественностью и органичностью.

Фильм родился из масштабного исследования Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века». Инициатором превращения книги в фильм стала исполнительница главной роли Фрэнсис Макдорманд (“Фарго”, “После прочтения сжечь”, “Три билборда на границе Эббинга, Миссури” и многие другие гениальные фильмы). А режиссер Хлоя Чжоу реализовала концепцию роуд-муви. Так, три талантливые женщины создали картину, которая уже взяла приз зрительских симпатий в Торонто, “Золотого льва” в Венеции, “Золотой глобус” за лучший драматический фильм и лучшую режиссуру. Потому что искреннее кино побеждает. И потому что “таков путь”.

С любовью, Барбара.

фильмы жизнь Америка дом Земля

barbara

14 мар 2021 в 16:21

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев