Огромной стране нужны точки роста, а не офшорные заводи

Огромной стране нужны точки роста, а не офшорные заводи

На прошедшем Столыпинском форуме, наверное, самую оживленную дискуссию вызвала «Дорожная карта устойчивого роста несырьевогосектора экономики», подготовленная межведомственной рабочей группой по поручению Президента. Это процесс вполне нормальный. Естественно, что обсуждая 600 страничный документ точек для дискуссии можно найти достаточно много. Но вот, на что хотел бы обратить особое внимание.

Наши оппоненты много говорили о всевозможных рейтингах и отечественных достижениях, которых удалось достичь благодаря использованию существующих инструментов макроэкономической политики. Но есть в этих победным реляциях одно но. Практически все они касаются исключительно развития города Москва, да еще нескольких городов-миллионников. Правда, их - уже с большой натяжкой. Безусловно, хорошо, что такие достижения есть. Только вот строить на этой основе обобщенные выводы о средней «температуре по больнице» не стоит. Страна у нас большая. Она не ограничивается мегаполисами и живет эта страна совсем по-другому. Далеко не во всех регионах есть сырьевая или серьезная индустриальная база, и за лакированным фасадом столичного благополучия часто скрывается глубокая деградация обширных территорий.

Эта диспропорция и явная склонность к сверхконцентрации по определению не может в современных условиях обеспечить стабильный экономический рост. По сути своей в основе этого процесса эскалация использования все той же сырьевой ренты и концентрации финансовых ресурсов в целях их дальнейшего максимально контролируемого распределения. Как мы не однократно убеждались, подобная система полностью зависима от внешних рисков и постепенно лишается собственной индустриальной базы. Она еще в состоянии обеспечить формальный экономический рост на уровне 1-2%, но уже абсолютно ясно, что такой рост просто не «проходит» в регионы, добавляя к экономической деградации повышение социальной напряженности.

Отрадно, что эту проблему в Правительстве видят. Обретают все более внятные очертания государственные программы пространственного развития и развития магистральной инфраструктуры. В этом процессе, как часто у нас бывает, к сожалению, главное не «потерять» ответы на главные вопросы – для чего именно мы строим эту инфраструктуру и как именно мы собираемся развивать территории.

Программа развития, которая предложена в нашей Дорожной карте, предполагает переход к стимулированию развития секторов-локомотивов экономики на базе пилотных проектов региональных и межрегиональных производственных кластеров как отправных точек роста.

Почему именно кластеры, а не уже набившие оскомину «особые экономические зоны»? Причина достаточно проста. Особые зоны, по сути своей, это некие территориальные «резервации» с благоприятными для бизнеса налоговыми условиями. Это здорово, но если получаемые льготы все равно не позволяют бизнесу сформировать нормальную добавленную стоимость, обеспечить логистику и сбыт - с производством он туда не придет. Максимум – попробует использовать эти возможности в качестве своеобразных офшоров. На деле так часто и происходит.

Именно по этому Дорожная карта ставит во главу угла кластерный подход, в основе которого именно развитие производства, а не создание очередных «офшорных заповедников». В их основе лежит принцип объединения участников в соответствии с цепочками кооперации и отсутствие жесткой географической привязки к одной площадке. Фактически речь идет о формировании полных цепочек добавленной стоимости в определенном секторе. Для бизнеса это означает экономию затрат и снижение издержек за счет эффективной кооперации участников на каждом этапе «цепочки». Для территорий - открывает возможности как для общего повышения инвестиционной привлекательности, так и для ускорения развития малого и среднего предпринимательства. Это стабильный источник дохода бюджета и реального роста доходов населения, повышения его платежеспособного спроса. Кроме того, кластерный подход, в сочетании с ориентацией на развитие предлагаемых нами секторов экономики с наибольшим мутипликативным потенциалам, дает реальный шанс на развитие тех территорий, которые принято называть «депрессивными». Такие сектора, как «экономика простых вещей», «индустрия гостеприимства», «цифровая экономика», «экономика здоровья», изначально не требую обязательного наличия большой промышленной базы. При соответствующей поддержке они могут выстраивать цепочки добавленной стоимости практически «с нуля».

В Дорожной карте этот вопрос проработан достаточно детально, и наша программа опирается на богатый международный опыт создания кластеров с учетом особенностей существующей структуры отечественной экономики и наших возможностей пространственного развития. Мы видим необходимость создание в стране не менее 100 подобных «точек роста» обеспеченных неоднократно нами озвученными системными мерами поддержки как на секторальном, так и на макроэкономическом уровне.

Что мы от этого ожидаем? Если говорить об общих результатах реализации дорожной карты в период до 2025 года, то эксперты оценивают рост добавленной стоимости на уровне 81%, увеличение числа рабочих мест на 42% и рост средней производительности труда на уровне, превышающем 58%. При этом рост ВВП должен достичь 5% в год. И это не фантастика, а вполне «считаемый» результат. Мы уверены, что именно в нормальной концепции пространственного развития страны заложен источник для эффективного использования ее огромного потенциала несырьевых ресурсов и обеспечения стабильного экономического роста и социального развития.

Россия экономика Столыпинский форум

A_Chto_Titov

29 мая 2019 в 12:21

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (5)
Anton_Golikov

29 мая 2019 в 15:21

Полностью согласен! Надеюсь Правительство РФ, раз сами не могут сделать реальных предложений, хотя бы услышат их и примут в работу.
Elgiza_Burit_9

29 мая 2019 в 17:08

Этого и надо добиваться!
Elgiza_Burit_9

29 мая 2019 в 17:06

Абсолютно согласна!Если kто-то что-то не понял на форуме, расстраиваться не стóит.Нужно продолжать путь дальше.Если лично Дворkович доволен тем, kak живёт Мосkва, то это не говорит о том, что таk живёт вся страна, и что вся Мockва живёт хорошо.Те, kто считают, что по одному городу можно судить о kaчестве жизни всей страны совсем неправы.Это их субъеkтивное мнение, и пусть они оставят его при себе.А объеkтивная kaртина таkова, что совершенству предела не должно быть, и даже если где-то хорошо, это знаk, что можно сделать ещё лучше.И не тольkо в одном городе надо стремиться k улучшениям, а во всей стране.Мосkовсkyю область тоже нельзя назвать образцом развития инфраструkтуры.Таk что аргументов архаиkaм, советистам и другим живущим в мире сkaзоk, и не верящим в реальную статистиky, со стороны оппозиции имеется предостаточно.Главное - продолжать говорить наши предложения, и требовать, чтобы нас услышали.В kонце kонцов, таk и будет.
Chifffa

31 мая 2019 в 20:38

Пришёл на форум, был интересный опыт
ivi1986z

1 июн 2019 в 1:41

Самое забавное, что "русские оффшоры" полностью обажались. В Соединённом Королевстве оффшорами стали олитически практически независимые колонии - типа островов Кайман. В РФ верховная власть скорее удавится, чем предоставит подобную самостоятельность